Сегодняшний высокий статус Казахстана в мировом сообществе по истечении тридцати лет независимости нашего государства во многом складывался в результате активной деятельности Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Можно сказать, что казахстанский стиль ведения международного диалога – это своего рода отражение личностных качеств Елбасы, сторонника конструктивного подхода и трезвых обдуманных решений.
При этом внешнеполитические достижения Казахстана, безусловно, отвечали общим интересам страны, способствовали созданию благоприятных условий для развития государства и его народа. Именно с такой позиции следует рассматривать выдвинутую в начале 2000-х годов инициативу Елбасы Нурсултана Назарбаева о создании новой субрегиональной организации – Шанхайской организации сотрудничества.
– Вспоминается история, когда после того, как пять государств решили проблему границ с КНР и расставались после подписания, мы вдвоем с тогдашним председателем Китая господином Цзян Цзэминем предложили: «Давайте не будем расходиться после подписания границ, а организуем экономическое сотрудничество. Так возникла ШОС», – поделился воспоминанием Нурсултан Назарбаев, открывая в 2017 году заседание глав государств-членов ШОС в столице РК.
К тому моменту Организация существовала 16 лет, а в этом году она отметит уже 20-летний юбилей.
Трехмиллиардная мощь
Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001 году на базе «Шанхайской пятерки», основанной после подписания главами Казахстана, Китая, России, Кыргызстана и Таджикистана Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Согласно Хартии ШОС, приоритетными целями организации являются укрепление дружбы, взаимного доверия и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурной, образовательной, научно-технической, энергетической, транспортной, экологической и других сферах. Республика Казахстан стояла у истоков создания ШОС, и участие в ее строительстве стало одним из основных направлений во внешнеполитической деятельности страны.
При этом ШОС никогда не рассматривалась ее организаторами как некий военный блок как, например, НАТО. Главными задачами Организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены еще в 1996 году, когда была образована «Шанхайская пятерка». Один из саммитов «Шанхайской пятерки» прошел в Алматы в 1998 году. Но историческое решение о создании ШОС было принято во время саммита в Шанхае в июне 2001 года. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестерку».
Следует отметить, что среди первых документов, принятых ШОС, была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Оформление ШОС как организации завершилось в 2002 году. На встрече глав государств в Санкт-Петербурге были подписаны Декларация глав государств-членов ШОС и Хартия ШОС, заключено Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры ШОС.
По итогам московского саммита 2003 года завершился организационный период, и с 1 января 2004 года Организация начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом. Уже на ташкентском саммите в 2004 году был расширен состав Организации за счет приема в качестве наблюдателя нового члена – Монголии.
На бишкекском саммите в 2007 году, помимо президента Монголии, в работе форума принял участие в качестве наблюдателя президент Ирана. Кроме того, были представлены еще два государства-наблюдателя ШОС в лице министра иностранных дел Пакистана и министра нефти и природного газа Индии. А в 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств-участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси.
В 2012 году лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу.
Наконец, в 2015 году был дан старт процедуре приема в состав ШОС Индии и Пакистана, и в 2017 году в ходе саммита ШОС в столице Казахстана эти две страны вошли в организацию.
– Начинается, можно сказать, новая история нашей Организации. Нынешнее заседание в последний раз проходит в шестистороннем формате, как было до этого. Сегодня мы договорились подписать решение о завершении процедуры приема и предоставления статуса государства-члена ШОС Индии и Пакистану, – огласил тогда решение ШОС Нурсултан Назарбаев.
На очередном заседании Совета глав государств-членов ШОС в Циндао Первый Президент Казахстана, обращаясь с напутствием к коллегам, подчеркнул важность последовательной реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС как залога укрепления политического диалога и доверия, обеспечения безопасности и развития на всем пространстве организации.
– Совокупную мощь трехмиллиардного человеческого потенциала наших стран следует использовать для активизации экономического сотрудничества ШОС. Важно обеспечить переход к реализации торгово-инвестиционных проектов между нашими странами с двустороннего на многосторонний уровень, – сказал он в своей речи. – Успех Организации во многом зависит от наших скоординированных действий, сближения подходов по актуальным проблемам мировой и региональной повестки дня. Уверен, что этим мы гарантируем своевременный ответ на любые возникающие вызовы и угрозы современности.
На бишкекском саммите ШОС Казахстан уже представлял Президент Касым-Жомарт Токаев, который фактически объявил о преемственности политики международных отношений, отметив, что миротворческая деятельность является важной составной частью внешней политики страны по укреплению международной и региональной безопасности.
В свою очередь участники саммита высказали слова уважения и признательности Нурсултану Назарбаеву за его большой вклад в деле создания ШОС.
– Мы рады, что Нурсултан Назарбаев по-прежнему сохраняет важнейшие политические полномочия, стоит во главе правящей партии, является гарантом стабильности внутриполитического процесса, барометром, показывающим главный вектор развития страны. Мы признаем его значимые заслуги в качестве создателя Шанхайской организации сотрудничества, неоспоримую и креативную роль в продвижении ее авторитета на международной арене, в укреплении дружбы, сотрудничества и взаимопонимания государств семьи ШОС, – сказал Владимир Норов, генеральный секретарь ШОС.
Также на пресс-конференции официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан назвал многолетние партнерские, взаимовыгодные отношения Китая и Казахстана в первую очередь заслугой Нурсултана Назарбаева и его политики.
– Нурсултан Назарбаев – основатель Республики Казахстан, Лидер Нации. В течение 27 лет с момента установления дипломатических отношений Нурсултан Назарбаев способствовал продвижению взаимовыгодных отношений между Китаем и Казахстаном, – отметил китайский дипломат.
Главный успех
Внешнюю политику Казахстана традиционно отличали активность, сбалансированность, прагматизм, конструктивный диалог и многостороннее сотрудничество. Этот курс соответствовал деловым и человеческим качествам, мировоззрению самого Елбасы.
Он понимал, что исторические, геополитические и экономические факторы во многом обуславливают тот факт, что страна должна проводить взвешенную многовекторную внешнюю политику, основанную на принципах международного сотрудничества, добрососедства и уважения территориальной целостности других государств.
За период независимого развития наша страна заняла достойное место в системе международных отношений. Были осознаны национальные интересы, выработана собственная концепция внешней политики, разработана договорно-правовая база международных связей, установлены дружественные и партнерские отношения не только со своими ближайшими соседями, но и с большинством государств Запада и Востока.
В этом контексте Казахстан активно участвовал в создании и укреплении деятельности структур региональной интеграции на примере ШОС. Казахстан и лично Нурсултан Назарбаев стояли у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества. Наша страна рассматривает деятельность в ШОС как одно из приоритетных направлений внешней политики и позиционирует организацию как практический и важный инструмент регионального взаимодействия в политической, военной и культурной сферах.
Актуальность и практическая значимость организации определяются такими важными обстоятельствами, как обеспечение политической стабильности и безопасности РК, наличие инструмента регионального взаимодействия в различных областях жизни казахстанского общества, создание условий урегулирования потенциальных территориальных вопросов, укрепления региональной и глобальной безопасности.
Взаимодействие сначала в рамках «Шанхайской пятерки», затем ШОС позволило Казахстану урегулировать ряд спорных территориальных вопросов, а планомерное и прозрачное сокращение вооруженных сил в приграничных районах разрядило остаточные элементы военно-политической напряженности. Собственно, результатом такого сотрудничества стали заключение, а затем и ратификация Соглашения об укреплении мер доверия в военной области (1996 г.) в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.). Также в августе 1999 года в Бишкеке состоялась четвертая встреча глав государств «Шанхайской пятерки», в ходе которой было подписано «Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ трех государств». Тогда же в ходе переговоров особое внимание было уделено вопросам восстановления значения Великого Шелкового пути, проходившего по территории всех государств «Шанхайской пятерки». Таким образом, после определения границ взаимодействия стран региона вышло на совершенно другой уровень.
Кроме того, саммит в Бишкеке практически совпал по времени с вторжением зарубежных бандформирований на территорию Кыргызстана, в связи с чем все участники встречи выразили единодушную поддержку мерам, предпринимаемым кыргызским руководством по противодействию экстремистам. Как отмечали эксперты, возможно, что это событие подтолкнуло государства обратить особое внимание на необходимость углубления сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Наконец, события 11 сентября 2001 года в США существенно изменили ситуацию в мире относительно проблемы международного терроризма.
Поэтому, как справедливо отмечают наблюдатели, Шанхайская организация сотрудничества была создана не потому, что в нее было принято еще одно государство. По словам Нурсултана Назарбаева, решив одну проблему, члены «пятерки» должны были приступить к решению других задач. Время предъявило новые вызовы: терроризм, экстремизм, сепаратизм. Подписание Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества символизировало выход объединения на качественно новый, более высокий уровень и значительно повышало авторитет этой организации в регионе и в мире в целом.
По мнению Елбасы, высказанному в одном из интервью накануне саммита в Циндао, ключевую роль в становлении ШОС как авторитетной структуры регионального сотрудничества сыграл ряд исторических событий. Это принятие в Санкт-Петербурге Хартии ШОС, фиксирующей цели, принципы, структуру и основные направления деятельности организации, а также заключение Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в 2007 году в Бишкеке.
Также важным явилось создание Региональной антитеррористической структуры, которая вносит свой реальный вклад в глобальную и региональную безопасность. И, наконец, это расширение состава ШОС до восьми государств-членов, произошедшее по итогам исторического Астанинского саммита.
– Главным же успехом Организации и ее уникальной особенностью является выработанный государствами-членами «Шанхайский дух», который является отражением взаимного доверия стран ШОС, их равенства и совместного стремления к развитию, – подчеркнул Первый Президент.
Канат САРИН, Нур-Султан