Эксперты рассмотрели особенности оплаты труда в судебной системе и выявили их достоинства и недостатки.
Обеспечение независимости судебной власти играет первостепенную роль для стран, которые стремятся к демократическим преобразованиям и верховенству права. Концепция независимости судебной власти включает несколько ключевых аспектов. К ним относятся вопросы образования судов, независимость органов, ответственных за формирование судейского корпуса, полномочия по отбору, назначению и карьере судей, ответственность судей и основания для увольнения (отстранения от должности), роль и статус председателей судов, финансирование судебной системы и несменяемость судей.
Соблюдение независимости судебной власти позволяет судьям принимать решения по каждому делу, основываясь на применении закона и объективной его оценке без влияния внешних факторов. В этой статье эксперты ОФ Центр исследования правовой политики рассмотрели, как реализуется аспект финансирования судебной власти в Казахстане с точки зрения концепции независимости, передает Liter.kz.
Как должна финансироваться судебная система?
Финансирование судебной системы обеспечивает ее институциональную независимость и независимость судей. Достойный бюджет, выделяемый государством на судебную систему, позволяет преодолеть существующую финансовую зависимость судов от решений органов исполнительной и законодательной власти. Важно учитывать, что судебная система сама должна участвовать в определении своего бюджета. Именно так обеспечивается институциональная независимость.
В соответствии со статьей 80 Конституции Казахстана, финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Это включает в себя зарплаты судей и сотрудников, содержание зданий, закупку оборудования, финансирование образовательных программ для судей и сотрудников, а также другие операционные расходы.
По состоянию на конец 2023 года штатная численность судей в Казахстане составила 2 719 человек, из них 355 судейских должностей, или 13%, являлись вакантными. В 2022 году штатная численность судей была увеличена на 35 единиц из-за образования трех новых областей.
Многие годы Верховному суду приходилось согласовывать свои расходы с Министерством финансов. В 2021 году внесли поправки по части финансирования, и теперь расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат уменьшению, а также корректировкам со стороны правительства, как это было раньше. Теперь расходы судебной системы составляют не менее шести с половиной процентов от общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов. Расширенное пленарное заседание Верховного суда утверждает бюджет судебной системы, распределяет его по уровням и направлениям расходов, а также определяет условия оплаты труда судей. Это важное изменение, которое повысило независимость судебной системы Казахстана. Контроль по целевым расходам остается за Счетным комитетом.
Данные взяты из https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2300000043
Как связана независимость судебной системы с размером заработной платы судей?
Независимость судей также зависит от вопросов финансирования. Судебное вознаграждение должно быть установлено законом и являться достаточным. Определение размера заработной платы судей должно быть урегулировано законом, поскольку важно, чтобы размер судейского вознаграждения не зависел от решений исполнительной власти (президента). Это важно для исключения любых инструментов влияния на судебную систему извне.
Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, определяют, в частности, что: “… соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии … должны надлежащим образом гарантироваться законом” (п. 11). Рекомендация относительно судей: независимость, эффективность и обязанности требует, что ”основные нормы системы вознаграждения профессиональных судей должны определяться законом” (п. 53).
В Киевских рекомендациях внимание акцентировано на необходимости отказа от разных льгот для судей и замену их путем повышения заработной платы: “В долгосрочной перспективе, льготы, премии и привилегии должны быть отменены и зарплаты судей должны быть подняты до уровня, необходимого для обеспечения судьям нормального уровня жизни и адекватно отражающего уровень ответственности их профессии. До тех пор, пока льготы и привилегии сохраняются, они должны распределяться на основе предварительно установленных критериев в соответствии с прозрачной процедурой. У председателей судов не должно быть полномочий по данным вопросам” (п. 13).
С другой стороны, несмотря на то, что предоставление судьям жилья за счет государства является гарантией независимости судей, важно учитывать то, что в рамках процедур предоставления жилья местные власти (исполнительная власть) могут иметь широкую дискрецию. Так, судьям предоставляется жилье из государственного жилищного фонда. Уполномоченный орган, и реализующий государственную политику в сфере жилищных отношений, а также координирующий деятельность в сфере жилищных отношения местными исполнительными органами, является Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Таким образом, исполнительная власть может решать вопросы времени предоставления жилья и выбора жилого помещения. Такого рода полномочия могут влиять на судей, вызывая у них чувство обязанности либо желание сотрудничать на основе взаимности. В связи с этим наиболее предпочтительно, чтобы судья получал вознаграждение, которое позволило бы самостоятельно приобретать жилье с помощью льготного государственного кредитования (где государство погашает проценты по кредиту, пока судья находится на должности) или снимать жилье на время нахождения на должности в регионах, в случае если ротационная система перемещает судей между регионами страны.
Кроме того, премирование судей или иные формы награждения и льгот для судей за их деятельность следует также заменить на должный уровень судейского вознаграждения. Так называемый “социальный пакет”, включающий жилье за счет государства, льготы, преимущества, также лучше включить в размер судейского вознаграждения, поскольку внешне наличие у судей таких льгот при сравнительно большом размере заработной платы выглядит как нарушение принципа равенства всех перед законом.
Статья 47 Конституционного закона РК О судебной системе и статусе судей предусматривает, что “материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и не может быть уменьшено”. Оплата труда судей определяется в соответствии с Конституцией страны с учетом статуса судьи, порядка его назначения и избрания, а также осуществляемых им функций. Так, Конституцией определено, что оплата труда судей входит в единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, в связи с чем вопрос заработных плат утверждается правительством РК по согласованию с президентом.
Само Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2017 года № 646 дсп “Об утверждении единой системы оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета” имеет гриф “Для служебного пользования”, в связи с чем нам не удалось исследовать вопрос материального обеспечения казахстанских судей до конца.
Судьям РК положена компенсация при переезде, государственное медицинское обслуживание, а также компенсации при получении увечья или гибели (смерти) судьи, и расходы на погребение.
Сколько должны зарабатывать судьи?
Хотя нет универсальных международных стандартов, четко определяющих уровень заработной платы судей, существуют рекомендации и принципы, которые могут помочь в установлении справедливого и адекватного уровня оплаты труда. В пункте 6.1 Европейской хартии о статусе судей (Совет Европы, 1998 год) отмечается, что уровень оплаты труда судей должен быть таким, чтобы они были защищены от экономического давления. Это включает в себя получение достойного дохода, который соответствует их профессиональной ответственности и обязанностям.
Консультативный совет европейских судей (CCJE) считает, что, если зарплаты судей в любой стране ЕС не растут вместе с инфляцией и снижением покупательной способности, это может привести к "пассивному" уменьшению их доходов. Это особенно проблематично, когда в той же стране повышают зарплаты других госслужащих, а судей оставляют без изменений.
Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ) сообщила, что в Европе нет общей тенденции к увеличению зарплат судей и прокуроров по сравнению со средними зарплатами (данные за 2022 год). Во многих странах соотношение зарплат судей и/или прокуроров к среднему доходу фактически уменьшилось. Это произошло не из-за снижения их зарплат, а потому, что средние доходы росли быстрее, чем зарплаты судей и прокуроров. Поэтому необходимо внимательно следить за развитием средних зарплат, чтобы убедиться, что зарплаты судей и прокуроров не отстают.
Бюро CCJE полностью поддерживает позицию Венецианской комиссии, согласно которой уровень вознаграждения судей должен определяться с учетом социальных условий в стране и сравниваться с уровнем вознаграждения высших государственных служащих.
К сожалению, в Казахстане утвержденная схема должностных окладов судей и форм дополнительного вознаграждения (премии) является закрытой для общего доступа, поэтому сложно назвать сейчас размер вознаграждения судей и оценить достаточность обеспечения судей.
Вопрос достойного обеспечения судей играет ключевую роль в добропорядочном, независимом и беспристрастном отправлении правосудия. Это является не просто вопросом материального вознаграждения, но и залогом устойчивости и эффективности судебной системы в целом. Независимые и неподкупные судьи – фундамент правового государства. Когда судьи получают достойное вознаграждение за свою работу, они менее подвержены коррупционным влияниям и внешнему давлению.