Сквозь века и всегда в тренде

Любовь к национальной одежде объединила первокурсника из колледжа, преподавателя русского языка и литературы, домозяйку и бухгалтера. Впрочем в декаду Наурызнама создается впечатление, что в яркие и красивые камзолы, шапаны, жилеты облачились большинство карагандинцев.
После долгой зимы Караганда, еще не встряхнувшая окончательно с себя снежные сугробы, вдруг зацвела самыми яркими цветами камзолов и шапанов. Национальная одежда стала трендовой как для школьников так и для работников самых разных сфер.
Фото автора
Как считает студент первого курса колледжа инновационных технологий Дарибек Жанашев национальная одежда помогает сохранить и популяризировать культуру казахского народа, подчеркивает его самобытность.
“Я родом из сельского района и в нашей школе камзолы с жилетами носят практически все жители. Ученики и учителя в них ходят в школу. Поэтому для меня национальная одежда никогда не теряла актуальности. Тем более, что сегодня ее шьют в современном стиле. Шапаны можно носить как элегантное легкое пальто, которое только продемонстрирует индивидуальность человека. Также и жилеты привлекают внимание дизайном и стилем. С началом декады Наурызнама идею ношения национальной одежды поддержали многие студенты нашего колледжа. Я же себя ощутил так, как будто вернулся в свою школу, о которой сохранились самые теплые воспоминания”, - Дарибек Жанашев.
Вместе с молодежью акцию поддержали также преподаватели колледжей и вузов. Николай Кравец преподает русский язык и литературу в двух карагандинских колледжах и каждый свой урок он начинает с приветствия на государственном языке.
“Все что связано с государственными символами, языком, национальной одеждой и другой атрибутикой нашей страны для меня является очень значимым. Потому что я люблю свою Родину, уважаю и чту традиции нашего народа. Что касается национальной одежды, то она всегда присутствует в моем гардеробе и с удовольствием ношу ее в праздники. Более того, я настолько комфортно себя в ней ощущаю, что думаю о повседневном ношении жилетов и камзолов”, - говорит Николай Кравец.
Особое внимание педагог обратил на то, что студенты проявляют большой интерес к истории Казахстана и традифиям казахского народа. А еще они гораздо лучше и более вдохновленно рассказывают о творчестве Александра Пушкина или Михаила Лермонтова именно в камзолах, отмечает Николай Кравец. В этом педагог видит связь между этносами.
Факт роста спроса на национальную одежду подтвердили и мастера по пошиву.
Аккыз Бакен была домохозяйкой. О том, чтобы заняться пошивом национальной одежды она и не думала, пока ей самой не понадобился костюм на тусаукесер сына. Тогда женщина вспоминла о своих корнях - рукодельницах прабабушке и бабушке, которые всю жизнь пряли из войлока, ткали текеметы, шили «иткойлек» для малышей, платья для внучек и такия.
“Шить я умела с детства, но всегда считала это своим хобби. Подростком помогала тете собирать бисер и вырезать аппликации для камзолов и шапанов. А четыре года назад, когда мне самой понадобился детский костюм, решил не покупать, а сшить. Этот процесс настолько затянул меня, что теперь я шью для детей платья и костюмы. Тем более, что интерес к национальной одежде у карагандинцев в последние годы сильно возрос. Раньше такая популярность на камзолы и шапаны была в основном у южных или западных соотечественников. Теперь и наши земляки оценили красоту казахских одеяний”, - отмечает Аккыз Бакен.
Фото автора
Не успевает принимать заказы на одежду и бывший бухгалтер Гульсум Кенжебекова.
“Когда моя бабушка шила я все время крутилась возле нее, так и научилась тоже этому мастерству. Дед же мой был мастером ұста - в бесiк, который он сам смастерил сначала качали нас, а теперь я качаю своих внуков. Поэтому традиции у меня в крови. До 2016 года я шила шапаны для родственников, которые мне и посоветовали открыть цех. А теперь у меня есть цех по пошиву не только верхней национальной одежды, но и юрты. Одну из юрт и шатер я сшила для театра «Астана Опера», который ставил на сцене оперу «Биржан сал». Мои изделия были и на международной выставке ЭКСПО - 2017 и многих других крупных конкурсах и фестивалях”, - рассказывает Гульсум Кенжебекова.
Рукодельниц особенно радует, что уважение и любовь к ней прививают с детского сада и школы. Потому что именно подрастающее поколение будет творить дальнейюшую историю страны. Поэтому каждый стежок для мастериц - это не просто шов, а часть традиции и культуры, которую так важно сохранить для последующих поколений.
Самал Ахметова