В Нур-Султане продолжается главное судебное разбирательство месяца – суд по делу о хищениях Астана LRT. Ранее прокурор зачитал обвинительный акт, после которого свою вину признали трое из семи подсудимых. Сегодня по делу выступила свидетель, которая работала напрямую с экс-председателем Астана LRT Талгатом Арданом. Она рассказала, в каких взаимоотношениях были подсудимые и какие разговоры вели между собой. Подробнее на Liter.kz.
Судебное разбирательство началось 29 октября в 10:00 и продолжилось 30 октября. На скамье подсудимых семеро:
экс-начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана Рашид Аманжулов,
экс-депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат Нурпеисов,
экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим,
сотрудники предприятий Дулат Мусенов, Тимур Касабаев, Улугбек Ачилов и Даурен Абдыхамитов.
Экс-замакима столицы Канат Султанбеков и бывший глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске, поэтому суд проходил без их присутствия.
Процессуальный прокурор Джангельды Есебаев зачитал обвинительный акт и заявил, что общая сумма ущерба по обвинительному акту составила более 5,8 млрд тенге. Подсудимых обвиняют в создании и руководстве организованной группой и присвоении и растрате вверенного чужого имущества. После этого часть обвиняемых по делу свою вину признали.
30 октября свидетелем в деле о хищениях Астана LRT выступила бывший начальник финансово-экономического отдела предприятия Айна Ержанова.
Она рассказала, что начала работать в Астана LRT в июне 2011 года. В ее обязанности входило планирование и анализ финансовых средств ТОО "Астана LRT", подготовка плана развития и отчета по нему, а также государственные закупки.
«План государственных закупок составлялся на основании плана развития компании. План развития утверждался Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана. Управление также утверждало финансово-экономическое обоснование проекта LRT», - рассказала свидетель.
Свидетель рассказала, что специфика работы экс-председателя Астана LRT Талгата Ардана выражалась в постоянном проведении совещаний по любому вопросу. Эти совещания могли длиться часами. На них обязательно было присутствие представителя (руководителя филиала) французской консультационной инжиниринговой компании "SYSRA" Алана Годри.
Если вопрос касался проектирования, то Ардан приглашал представителя испанской компании "TECNICA Y PROYECTOS, S.A." Саяго Баутиста Карлос Хоск.
«Эти люди находились в нашем офисе так же, как и мы, в течение всего рабочего дня. При реализации проекта БРТ и второго проекта LRT мы находились в одном здании на Туран, 34», - рассказала свидетель.
К слову, на предварительном заседании адвокаты Акатова и Ковылкина упоминали компании "SYSRA" и "TECNICA Y PROYECTOS, S.A.».
В постановлении о выделении материалов досудебного расследования в описательной части указано, что в ходе расследования получены сведения в отношении представителей этих компаний, которые способствовали совершению хищения при реализации проектов "Новая транспортная система города Астаны". Об этом писал zakon.kz.
«По существу, в постановлении указывается как установленный факт, что указанные лица являются соучастниками в форме пособничества в совершении хищения – растрате и присвоении бюджетных денежных средств. При этом никаких конкретных следственных действий по доказыванию данного утверждения органом досудебного расследования не проводилось, хотя именно этим компаниям была перечислена основная сумма денежных средств за выполнение соответствующих работ и услуг согласно заключенным договорам и актам выполненных работ, и этими суммами определялся причиненный ущерб, размер которого достоверно следствием не установлен, что является существенным упущением", - отмечала Акатова.
С представителем французской компании Аланом Годри, по словам свидетеля, даже обсуждались сводно-сметные затраты проектов.
«Талгат Ардан единолично или с Аланом Годри по нескольку раз за день заходили к бывшему замакима Канату Султанбекову со сводно-сметными затратами проекта. Они правились и корректировались. Этот документ правился замакимом и Арданом. Утверждал его аким Тасмагамбетов. К акиму с этим документом уже пошел сам Султанбеков. Но впоследствии аким поручил Канату Султанбекову самому утверждать документы, так как он ответственный за проект LRT. Так, по крайней мере, он (Канат Султанбеков – прим. ред.) нам сказал. Мы переделали лист согласования, и сводно-сметные затраты во втором варианте утвердил замакима Султанбеков», - рассказала свидетель.
Свидетель знала пятерых подсудимых из семи, что присутствовали на заседании суда. Напомним, экс-замакима столицы Канат Султанбеков и бывший глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске, поэтому суд проходил без их присутствия.
Ержанова рассказала, что знает экс-депутата и секретаря маслихата Нур-Султана Жаната Нурпеисова. В ходе реализации проекта он был начальником управления экономики бюджетного планирования акимата города Нур-Султана. По данным свидетеля, Нурпеисов утверждал экономические заключения проектов БРТ, LRT, ITS и впоследствии - второго проекта LRT.
«Что я могу о нем сказать? Человек полностью чиновник, который выполнял свою работу. Однажды я была свидетелем одного разговора, когда мы подписывали очередной документ по сводно-сметным затратам. Жанат Газизович отшучивался от Талгата Ардана и говорил: «Ох, ты все время, Талгат, ходишь к нам с серьезными документами, абсолютно не даешь времени проработать их, заручаясь поддержкой руководства. Они звонят, требуют, мы подписываем и прорабатываем их, потому что мы доверяем и надеемся, что проект реализуется нормально. Смотри, Талгат, чтобы все было хорошо». Это было в такой шутливой форме», - рассказала свидетель.
Также Айна Ержанова отметила, что знает экс-начальника Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана Рашида Аманжулова. Он, по словам свидетеля, курировал проект Астана LRT и был их руководителем.
«Зачастую ввиду того, что мы работали по проектам и днем, и ночью, мы получали подписи у него дома или поздно ночью в акимат он приезжал. Делал все необходимое. Талгат Ардан всегда докладывал ему о реализации проектов. Рашид Аманжулов всегда приглашался на совещания к замакима Султанбекову. Сказать, что он был в неведении, я не могу», - заявила свидетель.
Ержанова узнала и экс-председателя правления АО Astana Innovations Талгата Ашима, который кстати, свою вину по делу полностью признал.
«Я знаю, что после совещания у замакима Каната Султанбекова Ашим Талгат и Талгат Ардан получили задание сделать все возможное в кратчайшие сроки для получения экономической экспертизы проекта. В тот день мы сразу приехали в здание Astana Innovations, в кабинет Талгата Ашима. Нам дали поручение отработать проект в максимально сжатые сроки. Его остались отрабатывать две его сотрудницы, а мы вернулись в офис. Больше я с ним лично не общалась», - заявила свидетель.
Среди подсудимых свидетель узнала и сотрудника предприятия Даурена Абдыхамитова. Его, по словам Ержановой, Талгат Ардан представил как своего друга.
«Даурен Абдыхамитов не раз присутствовал на совещании касательно проекта БРТ и LRT. Талгат Нуралиевич представил его как друга, который максимально будет помогать в реализации проекта», - сказала свидетель.
Также свидетель узнала сотрудника предприятия Улугбека Ачилова, но подчеркнула, что их деятельности напрямую не пересекались.
Дулата Мусенова и Тимура Касабаева свидетель не узнала.
На этом судья объявил перерыв. Следующее заседание состоится в понедельник, 2 ноября, в 10:00. В суде выступят свидетели обвинения.
30 июля бывшего председателя правления ТОО «Астана LRT» Талгата Ардана объявили в международный розыск.
13 декабря 2019 года бывшего заместителя акима Нур-Султана Каната Султанбекова стали подозревать в хищении средств при строительстве системы LRT в столице.
18 декабря 2019 года аким города Нур-Султан Алтай Кульгинов рассказал, что проект легкорельсового транспорта (LRT) будет завершен в 2021 году.
Однако 23 октября 2020 года заместитель акима Нур-Султана Бактияр Макен заявил, что вопрос строительства надземного метро в Нур-Султане остается открытым. Что будет со скандальным проектом LRT, станет ясно в конце 2020 года.