Солдат сатиры – памяти Копена Амирбека

Рассказываем, каким был сатирик, журналист и общественный деятель. 

Редакция Liter.kz

“Смех спасет мир” – он был уверен в этом и транслировал эту веру умело, мастерски, так, как никто другой. Сатирик, журналист, общественный деятель Копен Амирбек без преувеличения был любимцем народа, и это неудивительно, потому что он сам был частью народа. Каким он был, о чем мечтал – в материале газеты “Литер”, передает Liter.kz. 

Он родился на юге страны, в благодатном краю, где лето долгое и вкусное, а зима короткая и неморозная.

Мы росли на берегах Арыси, там, где соединяются Арысь и Сырдарья. Это было послевоенное время. Нашими игрушками были зверюшки, которые в большом количестве обитали вдоль поймы рек. Мы ловили зайчат , черепах, строили для них домики, закрывали их там, но к утру они успевали выбраться. Наверное, тогда я понял, что выход есть из любой ситуации, – так, шутя, он рассказывал о своем детстве.

Копен Амирбек вырос в большой и дружной семье и был самым старшим из десятерых детей. Бабушка назвала первого внука Копен, что означает первый ряд скошенного сена, за которым ровными рядами идут другие, с надеждой, что за первым внуком обязательно будут еще, и все сбылось. Казахи часто дают своим детям “говорящие” имена, питая надежду или желая защитить от сглаза. И, как правило, это работает, возможно, срабатывает эффект плацебо, когда человек просто верит.

Он мечтал быть художником и рисовать пейзажи родного края. Свои рисунки мальчик отправлял в детский журнал “Балдырган”, оттуда приходили ответы, что нужно еще немного поработать над мастерством. В стране, недавно пережившей войну, царила разруха, игрушки были роскошью, не говоря уже о коньках или велосипеде. Но дети всегда остаются детьми и хотят игр, зрелищ, развлечений. Аульная детвора самостоятельно начала мастерить велосипед, собирая его из разных частей. Но слепленный из подручных средств транспорт ехать не хотел. И тогда Копен нарисовал сатирическую картинку на эту тему, подписал ее и отправил в “Балдырган”. Рисунок не опубликовали, а вот четверостишие появилось на страницах любимого издания. Это очень воодушевило паренька, он начал писать свои первые юморески.

Копен мечтал рисовать и показывать жизнь, и в какой-то мере его мечта сбылась, он описывал жизнь родного народа в своих произведениях.

После школы сразу поступить в вуз не удалось, и он целый год проработал в районном народном театре, где читал со сцены сатирические рассказы Калтая Мухаметжанова, Куандыка Шангытбаева и других авторов.

Вскоре он поступил и успешно окончил КазГУ имени аль-Фараби.

В разные годы трудился в ведущих СМИ, “Қазақ әдебиеті”, “Егемен Қазақстан”, где руководил отделом фельетона, в сатирическом журнале “Ара-Шмель”, возглавлял Қазақ радио, был председателем совета сатиры в Союзе журналистов Казахстана.

Я выбрал сатиру, – говорил он сам, и время показало, что это было лучшим решением.

Его искрометные сатирические заметки, пародии, шутки быстро уходили в народ и приживались там на годы. Копен Амирбек был одним из постоянных авторов сатирической передачи “Тамаша”.

В 80-е годы прошлого столетия “Тамаша” была очень популярной и, если бы тогда существовали современные технологии, то, несомненно, побила бы все рейтинги по количеству телезрителей. Ее ждали, зная, что к праздникам будет новый выпуск, билеты раскупались сразу с появлением афиш. Сходить на “Тамаша” и увидеть живьем любимых артистов было мечтой миллионов.

Театр сатиры с говорящим названием “Көпен келе жатыр!”, который позже он создал, практически сразу полюбился зрителям. Иначе и быть не могло, ведь в номерах люди узнавали себя, сатира была злободневной и острой.

Театр колесил по стране с гастролями и неизменно собирал полные залы. Их сравнивали с сері и сал – артистами степи, которых всегда встречали с радостью в любом ауле, и они были желанными гостями в любом доме.

Тогда у сатирика не было еще громких званий, а визитки еще только входили в обиход, и, как правило, на них писали все регалии. Но высоких наград и громких званий у него пока не было, и, недолго думая, он написал на визитке “Лауреат премии имени Копена Амирбекова”, и народ юмор оценил. Конечно, позже он был удостоен званий и высоких наград, которых заслуживал, ему был вручен орден “Парасат”, также он лауреат Международной литературной премии “Алаш”.

Копен Амирбек был не просто сатириком, а настоящим глашатаем истины, потому что со сцены говорил о наболевшем.

Сатира может и должна состоять только из правды, – так он считал и придерживался этого принципа всегда.

О его находчивости и остром юморе ходили легенды, и надо отметить, что небезосновательные. Как-то сатирик и писатель Жараскан Абдираш праздновал свой 50-летний юбилей, торжество проходило во Дворце Республики. Приглашенные коллеги, друзья, среди которых были именитые и знаменитые, преподносили подарки, один другого дороже и не только по стоимости, но и по содержанию. Так, Асанали Ашимов подарил ему лук, из которого стрелял в культовом фильме “Қыз Жібек”, исполняя роль Бекежана. Копен Амирбеков тоже там был, но лишь как зритель. Юбиляр включил его в список гостей в самую последнюю минуту. И вот настал момент, когда нужно поздравить именинника.

Жараскан – ты мой друг, и мне ничего для тебя не жалко. Подарил бы дом, но дом у тебя есть, подарил бы “Волгу”, “Москвич” или “Жигули”, но такой возможности у меня нет, да и автомобиль быстро выйдет из строя. Я дарю тебе авторучку, пусть она служит тебе долго, а ты будь всегда в строю, – сказал сатирик.

На самом деле, разве для человека пишущего, для литератора есть подарок дороже, чем перо?

Смех – для человека знающего тоже оружие. Даже тот, кто не боится ничего и никого, боится смеха, боится, что над ним будут смеяться, – часто говорил Копен ага.

Сам он умел смеяться и смешить, нередко это был смех сквозь слезы, ведь высмеивались пороки и недостатки, разрушающие общество.

Сейчас много тех, кто мнит себя высокой горой, возвеличивает себя без меры, трудясь в сфере культуры или информации, присваивают себе номера, говорят, я первый. Жизнь – это не нумерация и не театральный номер, первый критик – это Всевышний, а второй – это народ, – эти слова Копена-ага как своеобразное мерило души, чтобы задать себе вопрос: а меня не поразил тлен гордыни?

Сам он был совсем непохожим на других, его сатира была острой, но без злобы и дешевых приемов, коими иногда грешат юмористы разных мастей.

Весть о том, что Копен Амирбек болен, разлетелась мгновенно. Соцсети нынче заменяют сарафанное радио. Люди желали ему исцеления, простые казахстанцы, коллеги по цеху, журналисты, те, кто его знал лично и не только, желали выздоровления, молились, верили. За свою жизнь он успел многое: написать книги, создать театр, бессмертные пародии и номера. Несмотря на плотный график и множество дел, всегда находил время и желание, чтобы помочь другим, бескорыстно, от души. Он работал, как и жил, на всю мощь и во всю ширь своей души.

Сегодня народ скорбит по своему талантливому сыну, сумевшему сохранить сердце от грязи, душу – от пыли высокомерия.

Таких людей, как Копен Амирбек, называют “халықтың адамы”, подразумевая, что вся их жизнь и деятельность связаны с народом, и живут они так, что становятся примером, ориентиром для многих. Он ушел в Вечность, а с нами остались навечно его книги “Аты жоқ кітап”, “Алып”, “Тілім қышып барады”, “Қысыр әңгіме”, в которых есть часть его души.

...А в минуты неоправданного смеха можно взять в руки его “Неменеңе жетісіп күлесің?”.

Зере Торежан

Новости партнеров