Создание условий для работы психологов – важная задача

В этой сфере имеются определенные проблемы.

Редакция Liter.kz

В ходе состоявшегося 20 февраля в Сенате Парламента РК Правительственного часа на тему "Демографический рост – основа стратегического преимущества нации" в рамках реализации Послания Президента народу Казахстана "Экономический курс справедливого Казахстана" озвучены проблемы воспитания молодежи, службы психологической помощи населению, в том числе отсутствие единой системы законодательно-правового регулирования, общей статистики.

Правительственный час показал, что одной из главных причин смерти и утраты трудоспособности молодежи, а также влияющих на показатель продолжительности жизни всего населения Казахстана являются дорожно-транспортные происшествия, вымогательство, драки, сбор средств для закрытых учреждений, азартные игры, суициды, конкурирующей молодежи в вертикальных сетях Tik-Тоk.

На сегодняшний день в рейтинге американской компании "Wisevoter" наша страна занимает 19-е место по уровню самоубийств среди 178 стран мира.

В Казахстане система психологической помощи населению осуществляется через учреждения образования, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций и другие.

Недостаточно развитая система оказания психологической помощи, особенно в сельской местности, создает препятствия для своевременного выявления проблем и оказания психологической помощи молодежи.

Как правило, первые проблемы в психологическом состоянии и поведении детей определяются уже в дошкольном и школьном возрасте.

В связи с чем в системе образования работа по оказанию психологической помощи систематизирована, разработаны правила, конкретизирована работа специалистов, входящих в состав психологической службы, выстроен алгоритм действий при обращениях обучающихся, родителей, педагогов. Особое внимание педагогов-психологов уделено повышению доступности и качества индивидуального сопровождения участников образовательного процесса.

Однако в этой сфере имеются определенные проблемы. Об этом ярко говорят на встречах с избирателями, состоявшимися в наших регионах.

Численный норматив школьных психологов определен приказом и. о. министра просвещения РК № 224 от 21 июля 2023 года "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования", в соответствии с которым штатная численность психологов рассчитана по численности класс-комплектов в школе. Таким образом, при численности самого высокого показателя – это 30 и более класс-комплектов – данным нормативом предусмотрено всего две штатные единицы психологов, независимо от типа учреждения образования, включая предшкольную подготовку.

В типовые квалификации и должностные обязанности должностей педагога-психолога, утвержденные приказом министра образования РК, включены функции, направленные на обеспечение и нормализацию психологического и социального благополучия детей, осуществление деятельности по выявлению проблем в развитии и поведении ребенка, проведение психологической диагностики, оказание помощи и другие функции.

При этом школьный психолог также оказывает консультативную помощь родителям, педагогам при возникновении проблем, а также ведет документацию по установленной форме, принимает участие во всех мероприятиях, предусмотренных в плане работы организации образования и т. д.

В текущем 2023/24 учебном году среднее комплектование школ, не считая малочисленных, составляет 60 и более класс-комплектов с численностью от 1,5 тысячи детей, а в мегаполисах в школах сформировано по 170 и более класс-комплектов с общей численностью 4 500 и более детей.

Простой математический расчет показывает, что нагрузка на одного психолога составляет до двух тысяч детей.

Кроме этого, с 2016 года в Казахстане в образовательный процесс внедрена инклюзия. Дети с особыми образовательными потребностями также требуют внимания психологов.

Специалисты психологической службы в настоящее время испытывают колоссальную нагрузку и порой не успевают оказать помощь тем, кто в ней действительно нуждается.

В связи с чем в настоящее время назрела острая необходимость пересмотреть расчет норматива численности психологов в учреждениях образования, внести коррективы и изменения в штатное расписание, обеспечить наличие психолога на каждом уровне с определенной компетенцией с учетом трехуровневой системы образования, предусмотреть соответствующие финансовые средства.

Проблемы имеются и в области подготовки кадров. Несмотря на то, что ежегодно увеличивается количество грантов, выделенных на педагогические специальности, в том числе и психологов, дефицит педагогов-психологов наблюдается во всех учреждениях образования. Кроме того, следует обратить внимание на качество преподаваемых знаний. Специалисты должны точно знать, какие навыки и приемы они будут использовать после окончания вуза.

На сегодняшний день на переход специалистов из государственных образовательных учреждений в частные структуры, наряду с высокой нагрузкой психологов, оказывает непосредственное влияние их ответственность за обеспечение защиты жизни, здоровья и прав детей, а также низкий уровень оплаты труда.

В настоящее время психолог со стажем 10 лет получает в среднем 143 000, со стажем 20 лет – 152 000 тенге. Если до 2022 года уровень заработной платы педагогов-психологов был более или менее равен заработной плате учителей-предметников за счет педагогических часов, то на сегодняшний день в связи с сокращением предмета психологи потеряли заработную плату.

Для выявления индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей учащегося и полной диагностики в групповой деятельности, проведения психолого-педагогического исследования и применения других методов возможно необходимо введение специального предмета.

Кроме этого, педагогические часы для психологов нужны также и для того, чтобы полноценно провести диагностирование ребенка как в индивидуальной, так и в групповой деятельности, психолого-педагогическое изучение обучающихся для определения их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей и т. д. Однако в настоящее время психологи вынуждены проводить диагностику на уроках других преподавателей, где не могут применить к ребенку весь спектр диагностических инструментов.

В соответствии с нормативно-правовыми актами профильного министерства в функции психолога входят и ведение документации, реализация планов мероприятий, в том числе планов работы с детьми с особыми потребностями, детьми, обучающимися на дому, детьми, состоящих на учете, с детьми на пути деструктивного течения, адаптации к среде учащихся 1–5 классов, по профориентации и еще 8 подобных планов работы.

При высокой нагрузке и нехватке времени у психологов зачастую отсутствует возможность и индивидуального консультирования, проведения анализа и других видов работ.

Впервые психологи в штат школ были введены в 1987 году. Однако до настоящего времени их статус не определен. В системе оплаты труда профессия психолога отнесена к категории дополнительных. Учитывая, что психологи являются специалистами особого профиля, необходимо продумать их включение в перечень основных специалистов.

Деятельность психологов носит очень специфический и индивидуальный характер. Вышеуказанные проблемы существуют и в деятельности специалистов, оказывающих психологическую помощь в учреждениях здравоохранения, полиции, уголовно-исполнительной системы, чрезвычайных ситуаций и других учреждениях. Последнее землетрясение в Алматы показало колоссальную нагрузку на психологов МЧС. В связи с чем необходимо незамедлительно принять меры по формированию единой системы законодательно-правового регулирования деятельности психологов, единого стандарта оказания населению психологической помощи и т. д.

Реалии сегодняшнего дня показывают высокую востребованность в психологах, поэтому законодательное урегулирование данного вопроса поможет квалифицированно и на высоком уровне оказывать жителям поддержку и сохранить психологическое здоровье населения.

Галиаскар САРЫБАЕВ,
депутат Сената Парламента РК,
член Союза журналистов Казахстана

Новости партнеров