Выявить и предупредить
В Казахстане начали обучать вахтеров суицида.
Статистика детских и подростковых суицидов из года в год бьет печальные рекорды. Однако на самом деле суициды не такое уж и неуправляемое явление. И опыт Казахстана это доказывает, передает Liter.kz.
Несколько лет назад в стране стартовала программа по превенции детских суицидов. Это был пилотный проект, реализуемый в Кызылординской, Актюбинской, Атырауской и Акмолинской областях. Результаты действительно впечатляющие. Только в одной Кызылординской области количество суицидов среди детей и подростков уменьшилось с 15 фактов в 2015 году до 5 – в 2017-м. Но самое главное – примерно на этом же уровне этирезультаты остались и сейчас, спустя 8 лет после окончания проекта.
– Когда в каждом конкретном случае пытаются найти причину, почему ребенок решился на отчаянный шаг, традиционно все списывают на школьные неудачи – недостаточно хорошо сдал ЕНТ, пагубное влияние интернета, ссора с родителями, буллинг. Но на самом деле это все только триггер. Основная причина суицида – нарушение психического здоровья, – выводит суицидальную константу исполнительный директор общественного фонда «Bilim Foundation» Ерлан Айтмухамбетов.
Ну, выявили психологи группу риска, а что дальше? Школьные психологи в этом случае заводили стандартную «пластинку»: и думать вообще забудь, это грех, а как же родители…
– Эти нотации ребенку не нужны, и они абсолютно бесполезны. Если девушка или юноша раскрылись, значит, они ждут реальной помощи, а не набора избитых фраз и нравоучений. И первый шаг к этой помощи – это правильная диагностика проблемы, – продолжает Ерлан Айтмухамбетов.
Поэтому организаторы проекта обучили школьных психологов распознавать, когда несовершеннолетнему нужна помощь просто психолога на уровне школы, а когда его нужно направить к врачу общей практики, потому что нередко тревожность, внутренняя дисгармония и депрессивное настроение – это результат соматического заболевания.
– Мы выявляли детей, у которых долгое время был понижен уровень гемоглобина. Естественно, это отражалось и на их физическом состоянии. Появлялась слабость, вялость, апатия и, как следствие, снижалась академическая успеваемость. И все эти факторы в совокупности приводили к нарушению психического здоровья. В этом случае, чтобы решить психологическую проблему ребенка, достаточно было поправить его здоровье физическое. Но есть случаи, когда врачи имеют дело с более серьезными формами психических нарушений. И тогда родителю этого ребенка настоятельно рекомендуют посетить врача-психиатра, – продолжает Ерлан Айтмухамбетов.
Кроме этого, в рамках проекта специалисты начали обучать вахтеров суицида. Вахтеры в данном случае – это все те люди, которые могут вовремя заметить тревожные изменения в состоянии ребенка. Первыми в списке вахтеров суицида стоят педагоги. Аналогичные навыки получили также родители и сами школьники.
Как видно, общественники не изобрели велосипед. Они просто сделали три базовых шага: выявили, продиагностировали, чтобы оказать именно ту помощь, которая необходима, и обучили, в том числе и тому, как противостоять жизненным неурядицам, чтобы это не влияло на психическое здоровье. Но остановились ввиду отсутствия финансирования. Более бюджетный вариант реализации этой программы предлагает Жанат Досжан.
– Превенция – она всегда очень простая база: выявить детей,правильно направить их для оказания помощи и обучить всех, как вахтеров суицида. И это должно идти единым фронтом от управлений образования, – делится своими мыслями ассистент кафедры клинической психологии медицинского
