О налоговом регулировании малого и среднего бизнеса в стране.
Как только в Казахстане объявили о разработке нового Налогового кодекса (по поручению президента), предприниматели увидели в этом возможность решить многие административные проблемы бизнеса в стране. Но в то же время и насторожились, ведь очевидно, что реформы в целом будут рассчитаны на увеличение налоговых сборов, но пока неизвестно — за чей счет. Liter.kz разбирался, какая нагрузка лежит на среднем бизнесе сегодня и куда ее может перекосить завтра.
Сами предприниматели уже неоднократно отмечали, что государственная поддержка и механизмы стимулирования сместились в сторону малого бизнеса. Это создает ситуацию несправедливого налогообложения. Сегодня в Казахстане малому бизнесу предоставили освобождение от НДС при годовом обороте до двух миллиардов тенге. Кроме того, у него упрощенное налогообложение, единый платеж — 21,5% от ФОТ и упрощенная система отчетности. Поэтому бизнесмены предложили казахстанским властям дать им возможность разработать альтернативный Налоговый кодекс.
Я нахожусь в группе разработчиков кодекса. Сегодня у нас семь налоговых режимов. Мы предлагаем их заменить на три. Это ИП для самозанятых, упрощенная декларация и розничный налог с дополнительным вариантом. Также мы предлагаем поправку, в соответствии с которой те, кто использует специальный налоговый режим, не являлся плательщиком НДС, за исключением производства акцизной продукции, финансовых услуг и недропользования. Основные проблемы предпринимателей — это пороги по НДС и ограничения по видам деятельности, — сказал недавно председатель правления Союза независимого бизнеса Казахстана Берик Заиров.
Важно понимать, что средний бизнес — это в основном производственные предприятия. С высокой добавленной стоимостью, с большим штатом сотрудников и множеством основных средств. Они способны выпускать собственную продукцию с высокой добавочной стоимостью, вынуждены оплачивать 43 налога.
От фонда оплаты труда средний бизнес должен оплатить ИПН — 10%, СН — 11%, ОСМС — 2%, ВОСМС — 3%, ПФ — 10% + 5% за вредные условия труда. И +1,5% за счет работодателя, которые в дальнейшем станут 5%. Итого на сегодняшний день — 42,5%. И это, не считая остальных расходов: доплату к окладу за вредные условия труда, молоко, мыло, спецодежду, обучение работников. Среди них и НДС, который приходится более чем на 50% оборота. А все потому, что основные статьи затрат в калькуляции продукции — это заработная плата и амортизация оборудования.
НДС в Казахстане теперь будут оплачивать производственные предприятия. Правда, пока 12%, а с 2025 года возможно и все 16%. Количественный рост показателей МСБ в Казахстане, считают участники рынка, уже давно не сопровождается качественными изменениями — ростом формальной занятости, доходов и производительности. Причина тому — инфляция, дорогие кредиты и налоговая нагрузка, которую к тому же планируют повысить.
Читайте также: Повышение НДС откладывается? Эксперт о критике Токаева и Налоговом кодексе
Нас ожидает заметное повышение ставок налогов. НДС хотят повысить до 12-16%. КПН — с 20 до 25%. Произойдет повышение нагрузки на работодателя — на фонд оплаты труда, что создаст дополнительные условия для нестабильности, — отметил директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев.
Малый бизнес не оплачивал налоги три года. Платит три процента с оборота и четыре – с розничного налога. Производственные предприятия оплачивают 20% от дохода и 12% НДС.
Кроме того, для производственного процесса необходимо ежегодно вкладывать деньги в основные средства, например, в оборудование. Покупать его приходятся в кредит под 20% годовых, а рассчитано оно всего на один – два года. В итоге получается, что на бухгалтерском учете оборудование уже давно списали, в налоговом его все амортизируют и амортизируют.
Экономический обозреватель Юрий Масанов тоже отмечает разницу налогового регулирования малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Например, для микро- и малого бизнеса до конца 2023 года действовал мораторий на проверки, также мы видели отмену налога на доход. В то же время для среднего бизнеса подобных послаблений не было. Связано это, по моему мнению, с несколькими причинами. В первую очередь, есть разница в восприятии малого и среднего бизнеса как разных моделей самого ведения бизнеса и уровня его развития. Хотя в государственных стратегиях в качестве одного из KPI стоят метрики по развитию МСБ в целом, фактически же стимулирование отличается, — сказал эксперт.
По его словам, малый бизнес рассматривают в первую очередь как создателя рабочих мест для граждан и источник востребованных услуг или производства товаров народного потребления в регионах. По последним данным, доля малого и среднего бизнеса в целом в казахстанской экономике составляет 36,5% от ВВП, а работают там порядка 4,3 млн человек.
Средний бизнес же — это предприятия, которые уже выросли из уровня малого бизнеса и занимаются каким-то серьезным производством или же предоставляют услуги, но в больших масштабах. Согласно Предпринимательскому кодексу, здесь речь идет о компаниях с численностью работников от 100 до 250 человек и среднегодовым доходом от 300 тысяч до трех миллионов МРП, 2024 году — это от 1,1 млрд до 11 млрд тенге. То есть очевидно, что это уже совсем не малый бизнес по объемам работы. Из этого должно быть понятно, почему регулирование отличается. Малый бизнес — это условно либо какой-то семейный бизнес, который так и ограничится в объемах своей работы обеспечением дохода для семьи (тот же магазин у дома), либо начальный этап развития какого-то производства или сервиса, — отметил Масанов.
Малый бизнес, по его словам, сильно регулировать налогами смысла нет — главное, чтобы они работали легально. Низкая налоговая нагрузка должна помочь предпринимателю на старте вкладывать больше денег в развитие своей компании, чтобы она могла "встать на ноги". Дальше налоговый режим усложняется. Возможно даже слишком.
Конечно, можно было бы добавить и здесь мер поддержки и каких-то льгот. Ведь не зря есть проблема "дробления бизнеса" — когда де-факто один бизнес де-юре делится на несколько юридических лиц, чтобы оставаться на "упрощенке" и платить меньше налогов. Тут нужно подумать над изменением регулирования, с одной стороны, и более внимательным налоговым администрированием – с другой. Ведь уклоняться от налогов, при этом требуя взамен благ и льгот от государства, — не есть хорошо, — добавил эксперт.
Как отметил Юрий Масанов, движение в этом направлении уже есть. Новый Налоговый кодекс призван "перезагрузить" отношения между государством и бизнесом.
Президент Токаев в декабре прошлого года заявлял, что в планах на 30% снизить налоговую отчетность для субъектов бизнеса, а количество налоговых платежей оптимизировать как минимум на 20%. В целом экономический обозреватель считает, что средний бизнес — это тот уровень развития компании, когда она уже смогла встать на ноги и нормально развивается в рыночных условиях. Поэтому возможности платить налоги там есть.
Предприниматели соглашаются с тем, что в Казахстане есть проблема дробления бизнеса для уклонения от уплаты налогов. Но также они отмечают высокую загруженность всевозможными отчетами, на разборки с которыми нужно нанимать штат бухгалтеров. Ведь помимо 43 налогов, бизнесу нужно оплачивать 18 неналоговых платежей и сдавать 221 отчет. В таких условиях многим бизнесменам проще "уйти в тень".
Раньше инструкции по заполнению налоговой отчетности составляли 10-12 страниц. Сегодня инструкция только по заполнению двухсотой формы — документ на 53 страницы. Сколько времени нужно затратить бизнесмену?! Причем не каждый из них может позволить себе содержать бухгалтера. Во-вторых, очень жесткое у нас регулирование. Если задержка по налогам прошла хотя бы на 100 тенге, то у тебя сразу же блокируют все счета без предупреждения, — возмущается президент некоммерческой организации Техно Women, член Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Азиза Шужеева.
Эксперты отмечают, что в стране нужно создать единую налоговую политику, направленную на развитие среднего бизнеса. Чтобы она стимулировала переход из малого бизнеса в средний.