Страны ЕАЭС вернут 15% пошлину на ввоз электрокаров. Как это повлияет на рынок
Страны ЕАЭС не планируют продлевать нулевую ставку пошлины на ввоз электромобилей. С начала 2022 года она составит 15%. Liter.kz разбирается, как это повлияет на популярность электрокаров в регионе и, в частности, в Казахстане.
Нулевая ставка пошлины на ввоз электромобилей действует с весны 2020 года. Страны ЕАЭС ввели ее временно по инициативе Белоруссии. По данным газеты «Комерсантъ», Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила проект изменений в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС и Единый таможенный тариф союза.
Однако страны ЕАЭС не вносили предложений по продлению нулевой ставки. Это значит, что с начала 2022 года за ввоз электромобиля нужно будет доплатить порядка 15% от его стоимости.
По данным союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром», в 2019 году в Казахстане было зарегистрировано 33 электромобиля, а в 2020 году – уже 73. Однако сложно сказать, является нулевая пошлина на ввоз электромашин причиной такого роста.
Заместитель председателя правления «КазАвтоПром» Артур Мискарян заявил, что доля электромашин во всем автопарке Казахстана не достигает и 0,01%. Основная идея использования электромобилей заключается в их экологичности. Однако проблема заключается в утилизации батарей, которые используются в таких машинах.
«На сегодняшний день нет успешного способа для их утилизации с минимальным ущербом для окружающей среды, поэтому вышедшие из строя батареи просто разлагаются, что само по себе токсично и противоречит базовой идее», – пишет Артур Мискарян в своем telegram-канале.
Нужно разработать методы утилизации батарей и внедрить их в широкое использование. Этот процесс требует больших затрат, отмечает эксперт.
Почти одновременно с новостями об отказе от нулевой пошлины на электромобили Оператор РОП сообщил, что с 4 июня 2020 года машины на электрических двигателях освобождаются от утилизационного сбора. Ранее для легковых автомобилей он составлял 437 550 тенге, для грузовых машин – 1 166 800 тенге, для автобусов – 1 020 950 тенге.
В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК считают, что освобождение электрокаров от утильсбора стимулирует их производство в Казахстане, а также увеличит спрос на них среди автолюбителей.
Артур Мискарян придерживается другого мнения. Он считает, что освобождение от утильсбора не повысит спрос на электрокары. Такие машины в Казахстане сейчас стоят порядка 30 млн тенге, и снижение ценника на 437 550 тенге не сделает стоимость привлекательной. А разница в цене между электрокарами и машинами с традиционными двигателями по-прежнему будет огромной.
«Нынешняя ситуация такова, что при аналогичных характеристиках электромобиль в полтора – два раза дороже традиционного автомобиля. Это та проблема, для решения которой необходимы новые технологические решения или прорывы мирового масштаба, которые позволят снизить цену батарей и электродвигателей», – заявил Артур Мискарян в беседе с Liter.kz.
По данным Bloomberg, к 2027 году производство электромашин будет дешевле нежели выпуск машин с традиционными двигателями. Эксперты полагают, что снижение себестоимости произойдет за счет удешевления аккумуляторов и роста объемов производства.
Аналитики подсчитали, что сейчас средняя стоимость электромобиля составляет 33 тысячи евро (17 млн тенге), а машин с ДВС – 18,6 тысяч евро (9,7 млн тенге). Ожидается, что к 2026 году эти показатели сравняются на отметке 19 тысяч евро (почти 10 млн тенге).
Более того, к 2030 году средняя стоимость электрокаров снизится до 16 300 евро (8,5 млн тенге), а традиционные автомобили подорожают до 19 900 евро (10,4 млн тенге).
Еще одной причиной, почему электромобили будут доминировать на авторынке, станет ужесточение экологических требований к машинам.
У аналитиков Boston Consulting Group похожий прогноз – к 2030 году более половины всех продаж автомобилей по всему миру составят машины с электрическими двигателями. Уже к 2025 году они будут занимать треть всего авторынка.
Напомним, что в декабре 2019 года Нур-Султан уже был одним из лидеров среди стран ЕАЭС по количеству автобусов на электрическом двигателе.
В октябре 2020 года отечественные автопроизводители заявили, что в 2021 году планируется произвести 1 200 машин с электрическими двигателями, в 2022 году этот показатель вырастет до двух тысяч.