Разбираем древнейшую эмоцию человека.
Страх – древняя эмоция человека, которую продолжают изучать и постоянно открывают в ней что-то новое. У страха есть как воспитательная, так и эволюционная функция, но помимо этого он может приносить удовольствие. Как это происходит и почему, разбиралась редакция Liter.kz.
Страх воспитывает человека
Страх является одной из базовых эмоций, место которой в структуре человеческой психики определяется его эволюционной ролью. Страх служит выживанию человека, через страх он обучается избегать опасностей и предотвращать их.
Профессор антропологии и коммуникации в Университете Калифорнии и эксперт по фольклору Ток Томпсон утверждает, что страх нужен и в воспитательных целях. Разные культуры используют истории о призраках и монстрах для формирования личной идентичности и систем морали. Например, страшные сказки были полезны в ранних обществах как способ рассказать детям о естественных хищниках, таких как медведи и волки. Но по мере того, как люди начинали задумываться о смысле жизни и смерти, их истории начинали отражать это самопознание и борьбу с внутренними демонами.
Источник: pexels.com
Монстры — это мы, в некотором смысле. Они — та самая, очень опасная часть нас. И это хорошо — признавать эти злые стороны себя и бояться их, — говорил Томпсон.
Профессор назвал хорошим примером "этического руководства" латиноамериканскую сказку о Ла Льороне. В ней Ла Льорона была самой красивой девушкой Мексики, которая вышла замуж по любви и родила двоих детей. Но муж изменил девушке, и в приступе ревнивой ярости она утопила своих детей. Придя в себя, Ла Льорона умерла от горя, но ее дух до сих бродит по свету и ее крики отчаяния по детям приносят несчастье тем, кто их слышит. По словам Томпсона, жестокая Ла Льорона, переступившая через любовь к детям, подрывает общественную норму о матерях как любящих и защищающих, становясь поучительным уроком для родителей, когда они сердятся на своих детей.
Несмотря на воспитательную роль страха, 33% из 1 003 опрошенных Book People британских родителей заявили, что не стали бы читать своим детям книги, в которых есть пугающие персонажи. Однако психолог Эмма Кенни настаивает на важности "страшной" детской литературы.
Страх – это естественная реакция. И когда вы читаете ребенку страшную историю, или они читают про себя, у ребенка есть определенный уровень контроля – он может отложить ее или попросить вас остановиться. И эта история может вызвать дискуссию, в ходе которой они смогут исследовать и объяснить, как они относятся к той или иной ситуации. Мир может быть страшным местом – дети попадают в ситуации, когда их отчитывают учителя, или ссорятся с друзьями. Знание того, как противостоять страху, – это хорошо, – объяснила эксперт.
Опрос Book People также показал, что, хотя родители избегали книг со страшными персонажами, они признали, что злодеи помогают детям различать добро и зло (78%), учиться справляться с трудными ситуациями (53%), победить страхи (48%).
Источник: pexels.com
Детей часто заворачивают в вату. Риск и страх – это то, что нам нужно в детстве. Мы знаем, что люди, которые идут на риск, в долгосрочной перспективе преуспевают лучше, чем те, кто этого не делает. И как вы можете чувствовать себя в безопасности, пока не узнаете, каково это – бояться? Все, что дарит вам широкий спектр эмоций в безопасной и контролируемой обстановке, – это здорово, – настаивала Эмма Кенни.
Людям нравится страх
Нейробиолог из Бристольского университета доктор Шарлотта Лоуренсон описывала страх так: ладони потеют, сердцебиение учащается, мышцы напрягаются, кожу покалывает, желудок сводит. А когда страх утихает, человек может испытывать удовольствие или граничащие с ним приятные чувства.
Нам нравится новизна, что-то, что отличается от нашего повседневного опыта. Некоторая привлекательность страха проистекает из желания получить новый опыт, который, как мы знаем, безопасен, – объяснял профессор неврологии в колледже литературы, искусств и наук университета Калифорнии Ирвинг Бидерман.
Если разобраться глубже, то можно понять: прилив страха в сочетании с ощущением безопасности может высвободить природные опиоиды, такие как эндорфины, которые сигнализируют об удовольствии, а также выброс дофамина, химического вещества, связанного с центром вознаграждения мозга.
Здесь же кроется причина популярности хорроров – находясь в комфортных условиях в кинозале или дома, человек запускает древние механизмы страха и следующего за ним облегчения и удовольствия. Кроме того, через страх в целом и просмотр хорроров в частности можно осмыслять действительность, анализировать главные ее проблемы и опасения. Например, в научно-фантастическом хорроре 1954 года монстра Годзиллу создало ядерное излучение, раскрывающее коллективный страх перед атомными атаками Второй мировой войны. С развитием технологий менялись монстры и страхи в кино — на смену Кинг Конгу пришли роботы и искусственный интеллект – можно вспомнить фильмы "Космическая одиссея" Стэнли Кубрика и "Терминатор" Джеймса Кэмерона. Когда Альфред Хичкок ввел в популярную культуру фигуру маньяка через свой хоррор "Психо", серийные убийцы стали главными звездами фильмов разного калибра и пополнили копилку страхов человечества.
Источник: Кинопоиск
Еще показательный пример – когда в марте 2020 года пандемия коронавируса была на пике, одним из самых просматриваемых фильмов стала картина "Заражение" Стивена Содерберга. Причем вышел фильм в 2011 году и не стал хитом проката, получив одобрение критиков. Однако девять лет спустя картина взяла свое. Тем не менее остается вопрос, почему люди хотели посмотреть фильм ужасов о чем-то настолько реальном для них в тот момент времени. Профессор Марк Мальмдорф-Андерсен и его коллеги считают, что фильмы ужасов могут обучать людей управлению неопределенностью. Когда после полного страха существования человек видит фильм, в котором через испытания и проблемы находят эффективную вакцину от монструозного вируса, он чувствует облегчение и надежду.
Кроме того, исследование, проведенное среди любителей ужасов во время пандемии, показало, что люди, которым нравилось смотреть фильмы ужасов, психологически более устойчивы, чем те, кто избегает страха в кинематографе. Ученые также говорят, что через фильмы ужасов люди преодолевают один из фундаментальных своих страхов – страх смерти.
И вот окончательная истина фильмов ужасов: они не любят смерть, как думают некоторые; они любят жизнь. Они не прославляют деформацию и уродство, но, показывая их, воспевают здоровье и энергичность. Показывая нам несчастья проклятых, они помогают нам заново открыть маленькие (но никогда не мелочные) радости нашей жизни. Они — пиявки цирюльника для души, только высасывают не плохую кровь, а тревоги ... хотя бы на какое-то время, — писал Стивен Кинг в своей книге о жанре ужасов в литературе и кино "Пляска смерти".
Чтобы лучше исследовать взаимосвязь между удовольствием и страхом, Мальмдорф-Андерсен и его коллеги изучили группу людей, которые посещали аттракцион "Дом с привидениями". Там гости добровольно подписались на то, чтобы их пугали зомби, пожирающие мозги, маньяки с бензопилами и прочие убийцы. Исследователи снимали гостей на видео, отслеживали частоту их сердечных сокращений и спрашивали их, что они чувствовали в различные моменты во время опыта. Результаты показали, что людям не нравится находиться слишком далеко от своего нормального физиологического состояния, но им нравится немного выходить из зоны комфорта.
Источник: pexels.com
Наши результаты показывают, что между страхом и удовольствием может быть "сладкое пятно". Это подходящее место, где контекст не слишком ужасающий, но и не слишком прирученный. Это "сладкое местечко", где наслаждение максимизируется, – сказал Марк Мальмдорф-Андерсен.
То есть прилив страха, за которым быстро следует облегчение, приводит к выбросу в мозг химических веществ хорошего самочувствия – эндорфинов и дофамина, вознаграждающих вас приливом эйфории.
Важно контролировать страх
При всем том, что дает наслаждение страхом, оно имеет смысл, только если вы смотрите это как на форму игры. По мнению Мальмдорф-Андерсена, удовольствие от страха связано с умением справляться с непредсказуемыми ситуациями. Это можно сравнить с детской игрой, которая характеризуется "поиском умеренного количества неопределенности, умеренных сюрпризов в попытке придать им смысл".
Исследователи из Эксетерского университета говорят: когда детская игра сопряжена с риском и страхом, она может действовать как защитный фактор от тревоги. Игра – это стратегия, позволяющая научиться справляться с непонятными ситуациями и делать непредсказуемое предсказуемым.
При этом важно понимать, что все люди разные и у каждого из нас – уникальное чувство того, что мы находим страшным. То, что может быть захватывающим для одного человека, может быть по-настоящему ужасающим для другого. Его сердцебиение учащается, мышцы напрягаются, а желудок переворачивается – все это явные признаки страха.
Источник: Кинопоиск
Для некоторых страх – это неприятное переживание, которого они избегают любой ценой. Другие наслаждаются приливом адреналина от хорошего испуга. Они бросаются смотреть последний фильм ужасов или радостно входят в дом с привидениями в Хэллоуин.
Однако любителям пугаться следует помнить, что есть тонкая грань между безобидным весельем и подлинным ужасом. Слишком сильный страх может привести к панической атаке – ни о каком удовольствии здесь говорить нельзя. Во всем мире около 275 млн человек страдают от тревожных расстройств, которые могут стать хроническими, изнуряющими и сильно влиять на жизнь человека.