Строительство новых школ задерживается в ряде регионов – AMANAT
Проблему трехсменных и аварийных школ обсудили в ходе внеочередного заседания Республиканского общественного совета по вопросам образования и здравоохранения при партии AMANAT.
Первый вице-министр просвещения Шолпан Каринова сообщила, что для реализации поручения Главы государства до 2025 года в республике будут построены 1080 школ, рассчитанных в общей сложности на 1,2 млн учащихся.
Как известно, в рамках реализации предвыборной программы партии в прошлом году было открыто 277 новых школ общей мощностью более чем на 160 тысяч учащихся. При этом, в Казахстане продолжает расти число трехсменных и аварийных школ. Если на начало года в стране было 136 трехсменных и 31 аварийная школа, то на сегодняшний день имеется 151 трехсменная и 37 аварийных школ. Одна из причин – региональные управления образования планируют строительство без учета миграционных и демографических процессов.
Деньги на капитальный ремонт зданий действующих школ выделяются с задержками, или не выделяются вовсе, что неизбежно приведет к физическому износу зданий. По информации местных исполнительных органов, здания 791 школы требуют капитального ремонта, в 716 школах имеется дефицит ученических мест, то есть они потенциально являются аварийными и относятся к числу трехсменных, – сказала Шолпан Каринова.
Стоит отметить, что в прошлом году была решена проблема 40 трехсменных и аварийных школ. В этом году планируется ликвидировать 35 подобных школ.
Как заявила председатель совета, депутат Мажилиса Жулдыз Сулейменова, в рамках исполнения предвыборных обещаний AMANAT в текущем году запланировано ввести в эксплуатацию 220 учреждений среднего образования.
При этом, если 148 из них планируется сдать до конца года, то 72 школы должны быть готовы принять учащихся уже с 1 сентября. Однако на сегодняшний день, лишь у 15 школ уровень готовности составляет 90%. Низкие темпы строительных работ наблюдаются в Нур-Султане, Туркестанской и Актюбинской областях. Основной риск – нехватка средств из-за резкого роста стоимости строительных материалов. С января они подорожали на 50%, некоторые на 70%. Как следствие, переутверждение проектно-сметной документации затягивает ход строительства и своевременную сдачу школ в эксплуатацию. Поэтому члены республиканского и региональных советов должны держать этот вопрос на контроле. Особенно с учетом поручения Главы государства о строительстве 1000 школ до конца 2025 года, – сказала Жулдыз Сулейменова.
Кроме того, в ходе заседания члены Совета ознакомились с принимаемыми мерами по строительству и ремонту школ в ряде регионов. Так, в Нур-Султане в прошлом году было построено 15 школ на 31,4 мест, что позволило ликвидировать 4 трехсменных и разгрузить еще 7 школ. Однако сейчас дефицит ученических мест составляет 20 тысяч.
В настоящее время дефицит ученических мест в столице составляет 20 тысяч мест, 4 школы с трехсменным обучением и 15 школ с переуплотненным режимом работы. В этом году запланировано ввести в эксплуатацию 11 школ на 23850 ученических мест. Также в 38 объектах образования будут проведены ремонтные работы, – доложил заместитель руководителя городского управления образования Нариман Еламанов.
О положении дел в Туркестанской области рассказал заместитель акима региона Сакен Калкаманов. По его словам, в этом году в эксплуатацию будут введены 34 школы.
В соответствии с национальным пилотным проектом «Комфортная школа» на территории области предложено построить 86 школ в период с 2023 по 2025 годы. Это создаст 128600 ученических мест при двусменном обучении, – сказал он.
В Алматы до конца текущего года планируется ввод 18 объектов образования на 13820 мест. Также ведутся работы по сейсмоусилению с восстановительными работами и капитальный ремонт 9 школ, 4 из которых планируется сдать до конца года. В Жетысуской области до 2025 года планируется построить 19 школ, из которых 10 будут завершены до конца текущего года. Также, в 2 школах уже завершен капитальный ремонт.
По итогам заседания Совет рекомендовал разработать реестр объектов образования, требующих капитального ремонта, поскольку наряду с ремонтом зданий требуется оснастить школы современным оборудованием.
Фото: Али Галым