Суд по делу Астана LRT: с чего все начиналось и кто виноват

Прокурор зачитал обвинительный акт.
Жулдыз Жапарова

В Нур-Султане началось главное судебное разбирательство по делу о хищениях при строительстве LRT. Пока только процессуальный прокурор зачитал обвинительный акт. Редакция Liter.kz разбиралась, кто организовал преступную группу и задумал многомиллиардные хищения и с чего все началось.

Процессуальный прокурор Джангельды Есебаев рассказал о предъявленном обвинении.

Напомним предысторию: главное судебное разбирательство началось 29 октября в 10:00. Судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Нур-Султана Кажымухан Мекемтас огласил список подсудимых. На скамье подсудимых семеро:

экс-начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана Рашид Аманжулов,

экс-депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат Нурпиисов,

экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим,

сотрудники предприятий Дулат Мусенов, Тимур Касабаев, Улугбек Ачилов и Даурен Абдыхамитов.

Экс-замакима столицы Канат Султанбеков и бывший глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске, поэтому суд проходил без их присутствия.

Прокурор рассказал, что проект Астана LRT предусматривал систему легкорельсового транспорта, которая станет основной платформой транспортной системы города и объединит все виды общественного транспорта. Для того, чтобы понять, насколько проект осуществим в Нур-Султане, были привлечены иностранные компании — в частности, Германия, Канада, Южная Корея, вместе с которыми отрабатывались несколько технико-экономических обоснований.

Так, 5 апреля 2011 года по результатам проведения госэкспертизы транспортной системы города Нур-Султана корейская компания выдала положительное заключение.

По данному заключению планировалось, что будут сведенные три линии LRT на эстакаде общей протяженностью 41,81 км, 28 станций и одно депо. Продолжительность строительства предполагалась 66 месяцев. Общая стоимость проекта составляет 347 млрд 471 млн 217 тыс. тенге.

Между тем, сеульская компания также предложила альтернативный вариант в виде трамвая протяженностью 30 км, а также эстакады протяженностью 11 км, с удешевлением более чем на 131 млрд тенге, то есть на сумму более 216 млрд тенге.

Чтобы реализовать проект, постановлением акимата Нур-Султана от 26 апреля 2011 года местные власти создали Астана LRT, со 100% участием государства в уставном капитале.

По данным следствия, изначально экс-начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нур-Султана Рашид Аманжулов нес персональную ответственность за совершение правонарушений в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством, а также в соответствии с действующим законодательством осуществлял контроль за целевым использованием бюджетных средств. Но позже он делегировал право подписывать протоколы и иные документы, совершать необходимые действия, связанные с местными исполнительными органами и контролировать постановление с бывшим заместителем акима столицы Канатом Султанбековым.

Постановлением акимата  от 18 мая 2011 года председателем управления Астана LRT сроком на пять лет был назначен Талгат Ардан.

Канат Султанбеков, в силу возложенных на него полномочий, лично контролировал ход результата проекта, для чего регулярно проводил совещание с участием Аманжулова, а также Ардана. 

"По данным следствия, находясь в сговоре, вышеуказанные лица создали преступную схему по незаконному выводу и обналичиванию средств. Они умышленно завышали стоимость за фактически невыполненные работы по строительству объекта", - сказал прокурор.

Учитывая большой объем противоправных действий, Султанбеков осознавал, что для успешной реализации своего преступного плана ему необходимо привлечь к участию чиновников из акимата и его подведомственных организаций, которые по принципу круговой поруки четко и неукоснительно исполняли незаконные указания, участвовали в реализации проектов по совершению тяжких преступлений.

"У Султанбекова в 2012 году возникает преступный умысел по созданию преступной группы, в целях разработки плана для извлечения личной выгоды. Реализуя свой преступный умысел, Канат Султанбеков в период с 2012 года использует свое служебное положение в целях совершения тяжких преступлений. В организованную преступную группу он привлек для участия председателя Астана LRT Талгата Ардана и руководителя Управления транспорта Аманжулова, которые, осознавая вид деятельности, используя свое служебное положение, дали согласие на свое участие", - подчеркнул процессуальный прокурор.

Чтобы реализовывать свои дальнейшие планы, Султанбеков частично возложил управление преступными деяниями на Ардана.

Талгат Ардан, по данным следствия, в преступную группу привлек своего друга и сотрудника Астана LRT Абдыхамитова, который, зная о том, что идет на преступление, дал свое согласие и стал участником.

Для слаженности, пояснил прокурор, Канат Султанбеков распределил обязанности между участниками преступной группы с учетом занимаемой ими должности, соцположения, а также материально-деловых качеств. При этом не все подозреваемые знали друг друга лично, но действовали на основании осведомленности о деятельности другого соучастника. Их действия, по словам прокурора Есебаева, были направлены на достижение единого результата.

30 июля бывшего председателя правления ТОО «Астана LRT» Талгата Ардана объявили в международный розыск.

13 декабря 2019 года бывшего заместителя акима Нур-Султана Каната Султанбекова стали подозревать в хищении средств при строительстве системы LRT в столице.

18 декабря 2019 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов рассказал, что проект легкорельсового транспорта (LRT) будет завершен в 2021 году.

Однако 23 октября 2020 года заместитель акима Нур-Султана Бактияр Макен заявил, что вопрос строительства надземного метро в Нур-Султане остается открытым. Что будет со скандальным проектом LRT, станет ясно в конце 2020 года.

Новости партнеров