Связь в Казахстане в 2024 году: рост цен и проблемы с интернетом
Этот год стал рекордным по увеличению тарифов на мобильную связь и интернет.
Цены на связь в Казахстане выросли на 20%, что является крупнейшим повышением за последние 13 лет. Особенно резким был рост в июле, когда тарифы поднялись на 11% за один месяц, передает Liter.kz.
Однако, несмотря на такие резкие изменения, операторы связи, кажется, начали прислушиваться к запросам пользователей.
Так, несколько дней назад на сайте оператора Activ появилось объявление, в котором компания пообещала не повышать тарифы. Это повышение планировалось на 13 декабря и должно было затронуть 18 тарифных планов, увеличив их стоимость в среднем на 400 тенге. В компании заявили, что вопросы изменения тарифной политики обсуждались с профильным министерством — МЦРИАП РК, и по результатам дискуссий было принято решение отложить повышение.
“Kcell понимает свою ответственность перед гражданами и ориентируется на текущую экономическую ситуацию. Мы считаем, что сейчас не время для пересмотра тарифов, и продолжаем поддерживать стабильные условия для наших клиентов”, — заявили в компании.
Другой крупный оператор связи, Beeline, также сообщил о переносе изменения абонентской платы на неопределенный срок. Однако это не означает, что ситуация стабилизируется. В компании отметили, что условия тарифов не могут оставаться неизменными, так как на ценообразование влияют несколько факторов. В частности, в этом году абоненты Beeline стали потреблять на 18% больше трафика, что увеличивает нагрузку на сеть. Чтобы справиться с этим, оператор постоянно увеличивает количество базовых станций и их пропускную способность.
В то же время 7 декабря Министерство цифрового развития Казахстана заявило, что достигло соглашения с операторами связи о том, чтобы тарифы на услуги связи оставались на текущем уровне до конца 2024 года. Так называемые три недели стабильности не означают, что проблема решена, а казахстанцам дали лишь временную передышку от роста цен на тарифы.
“Инициатива министерства направлена на поддержку граждан и бизнеса, для которых стабильная стоимость связи является важным условием доступности цифровых услуг. Операторы выразили готовность пойти навстречу государственным усилиям и зафиксировать действующие тарифы, несмотря на экономические вызовы”, — сообщается в пресс-релизе ведомства.
Но что будет происходить после конца года, в министерстве не уточнили. В этом году многие компании уже повышали тарифы, и это не вызвало особых ограничений со стороны регулирующих органов. Например, в мае "Казахтелеком" сообщил о повышении цен на 51 тарифный план в архивной линейке с 1 июля. В июне оператор Tele2.kz также заявил о повышении цен, объяснив это ростом затрат на развитие и модернизацию сетей, обслуживание и ремонт, а также инфляционными процессами. В августе аналогичное заявление сделал оператор Altel, уведомив клиентов о необходимости пересмотра тарифов из-за увеличения расходов на инфраструктуру и обслуживание сетей.
По мнению блогера и маркетолога Геннадия Захарова, отсрочка для казахстанцев была предоставлена только до конца года.
“Очевидно, что сохранение цен на связь — это важная социальная инициатива на данный момент. Но в целом это плохая примета — резко повышать цены в Казахстане перед Новым годом”, — написал он у себя в Facebook.
Он также подчеркнул, что проблемы с интернетом в стране не ограничиваются только ростом цен. Например, он лично столкнулся с проблемой у Beeline, когда несколько дней не работал интернет из-за поломки в подъезде, и компания не предложила перерасчет.
“Каждый месяц какие-то неприятные сюрпризы”, — добавил Захаров.
По его словам, интернет в Казахстане остается дешевым по мировым стандартам и даже по меркам СНГ, но с таким темпом повышения цен страна рискует быстро догнать и другие страны.
Комментарии пользователей в соцсетях подтверждают его мнение.
“С 5990 тенге выросло до 7990, при этом уже было повышение в прошлом году. Думаю, сменить оператора или остаться с меньшей оплатой, но уже эти 25 ГБ мне не хватает на месяц”, — написала одна из абонентов Beeline.
К концу года в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщили о ходе расследования в отношении казахстанских сотовых операторов. Расследования были начаты из-за роста цен на услуги сотовой связи в 2023 году. Операторы АО "Кселл", ТОО "Мобайл Телеком – Сервис" (Tele2/Altel) и ТОО "Кар-Тел" (Beeline) подозреваются в нарушении статьи 170 Предпринимательского кодекса, касающейся согласованного повышения тарифов.
Кроме того, в ходе проверки было выявлено, что операторы установили одинаковую стоимость звонков — 18 тенге за минуту — в своих тарифных планах. В ответ им были направлены уведомления с требованием прекратить такие практики и обоснованно снизить цены. На данный момент операторы обжалуют принятые меры в судебных органах, в связи с чем расследования были приостановлены до вынесения соответствующих судебных решений.