Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Талгат Калиев: У казахстанцев – единые ценностные ориентации!

О важности гражданского и межэтнического согласия в стране. 

11.11.2024, 10:53
Талгат Калиев: У казахстанцев – единые ценностные ориентации!
Фото: СЦК

Неотъемлемым условием успешного развития государства является стабильная общественно-политическая ситуация. Этот фактор приобретает особое значение для нашего многонационального государства в нынешних сложных геополитических реалиях. О том, насколько важно сегодня гражданское и межэтническое согласие в стране, о природе имевших место локальных конфликтов и существующих информационных угрозах корреспонденту LITER рассказал директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев. 

– Межэтническое согласие и общенациональное единство являются важнейшим стратегическим ресурсом для нашей многонациональной страны. Талгат Бегимович, какие системные меры предпринимаются сегодня для его укрепления?

– Во внутриполитической стабильности заинтересована любая страна. Так сложилось исторически, что в нашей стране проживает большое количество разных этнических групп. И в силу этого для нас любой серьезный конфликт, нештатная ситуация может обернуться межэтническим, именно в силу определенных алгоритмов развертывания конфликтов в целом. Поэтому для нас чрезвычайно важно обеспечивать межэтническое согласие.

Системные меры, безусловно, предпринимаются. У нас создан Комитет по развитию межэтнических отношений при Министерстве культуры и информации. В регионах работают управления соответствующего профиля. Это единая вертикаль, и здесь работают компетентные специалисты, профессионалы, которые знают и понимают саму природу межэтнических отношений. Это очень важно, поскольку данная сфера имеет особую специфику. В этнической составляющей неизменно присутствует межкультурное взаимодействие, есть иногда межконфессиональные, исторические аспекты. И, соответственно, межэтнические взаимоотношения являются гораздо более усложненными моделями человеческой коммуникации по сравнению с другими.

Тем более что это не та сфера, где можно за один раз решить все проблемы и на этом остановиться. Данная сфера очень динамичная, постоянно развивающаяся, потому что одни поколения уходят, приходят другие, появляются новые тренды. С каждым новым поколением нужно по-новому выстраивать взаимодействие, приобщать к моделям межэтнических действий.

Это особенно важно сейчас, когда в мире заметно осложнилась геополитическая ситуация и актуализировались новые риски и угрозы, в том числе информационного характера.

 

– А что представляют собой информационные риски, насколько они актуальны для Казахстана? И что делается в этом направлении для предотвращения или минимизации воздействия этих угроз?

– Сегодня мы довольно наглядно видим, как развивается технология создания фейков. Это первый и, наверное, самый большой риск, когда стремительно распространяется ложная или искаженная информация о том или ином событии, не имеющая никакого отношения к действительности. Есть так называемый феномен принципа необратимости образа. Есть принцип золотого часа, когда определенное сообщение может создать у людей стереотипные ряды, и после этого уже будет сложно их опровергнуть. Потому что люди верят в то, что увидели и прочитали первоначально.

Поэтому чрезвычайно важна ответственность в работе с информацией в такой деликатной сфере, как межэтническое взаимодействие. Это касается как журналистов, так и блогеров, а также тех, кто просто пересылает друг другу сообщение по мессенджерам. Тем более что межэтническое согласие является важным для каждого члена общества. Я не думаю, что кто-либо заинтересован в дестабилизации ситуации в стране, чтобы разрушить этот мирный климат, в котором мы ежедневно живем, воспитываем детей.

Вторым по степени важности риском является неверная интерпретация информации, которая может возникнуть даже не в силу какого-то злого умысла, а просто по недопониманию.

Давайте представим себе такую ситуацию, когда из-за ДТП возникает конфликт между представителями двух разных этнических групп, которые считают друг друга виновниками происшествия. И если они не приходят к согласию, то начинают звонить своим родственникам, друзьям, которые зачастую оказываются той же этнической принадлежности, и тогда возникает групповой конфликт. А проезжающий в это время мимо человек видит, что представители одной этнической группы конфликтуют с другой, и у него может сложиться искаженное впечатление о самих предпосылках конфликта. Хотя на самом деле это представители одной семьи конфликтуют с представителями другой семьи. И причина конфликта не имеет ничего общего со сферой межэтнических отношений.

Такая групповая мобилизация создает искаженное восприятие. И если, допустим, участник конфликта сделает видеозапись, разошлет ее или разместит в социальных сетях, то далее возможен феномен этнической мобилизации, когда уже не имеющие отношения к конфликту и не представляющие себе его первопричины люди начинают мобилизовываться по принципу «наших бьют».

Сама по себе этническая самоидентификация заложена в самой природе человека, в его психологии. Человек начинает осознавать себя представителем той или иной этнической группы еще в раннем детстве, в самом начале своего вербального периода, когда у него только появилась речь, он начал воспринимать слова и начинает понимать, что он – представитель именно этой этнической группы. И поэтому именно эта часть воспринимается достаточно остро и болезненно. И в момент воздействия данного фактора человек склонен принимать какие-то иррациональные решения, достаточно эмоциональные, и любое искаженное сообщение или искаженная интерпретация события может спровоцировать эти самые ошибочные реакции.

Вот это, наверное, два самых главных информационных риска, которые имеют место сегодня. Но, конечно же, нельзя пройти и мимо такого риска, как умышленное внешнее воздействие. В нынешний непростой период турбулентности мы, находясь на перекрестке интересов крупнейших геополитических центров, можем оказаться жертвой каких-то манипуляций со стороны неких третьих сил, заинтересованных в том, чтобы вовлечь нас в этот пояс нестабильности.

По сути, эти манипуляции стары как мир. Информационные войны существуют достаточно давно, скорее всего, не одно тысячелетие. Об этом мы можем прочитать и в китайских стратагемах, искусстве войны, как нужно деморализовать противника, воздействовать на него. И здесь актуализируется вопрос зрелости нашего общества, нашего населения в части понимания исключительно внутренних интересов, интересов страны и умения распознать какие-то внешние манипуляции.

Вот три основных информационных риска, или угрозы.

Факторами риска является и дискуссии вокруг конфликтов или событий, не имеющих отношения к нашей стране. Так, после ближневосточного кризиса возникают определенные дискуссии, в которые вольно или невольно вовлекается и наша казахстанская аудитория. Вокруг российско-украинского конфликта также периодически возникают дискуссии, при этом каждая из сторон хотела бы привлечь на свою сторону нашу аудиторию.

Нам необходимо четко разграничивать те события, на которые мы повлиять не можем и которые, соответственно, не имеют к нам прямого отношения, как можно меньше вовлекаться в эти внешние дискуссии и концентрироваться исключительно на решении своих собственных задач, тех, которые стоят перед страной.

 

– Каковы причины локальных конфликтов, и что необходимо предпринять для их предотвращения в дальнейшем?

– Это как раз те самые случаи ошибочного или искаженного восприятия или интерпретации произошедшего, о которых я упоминал выше.

Наш институт провел большое исследование по анализу всех конфликтов, в которые так или иначе были вовлечены представители этнических групп. И однозначный вывод здесь – ни один из них не имел этнической подоплеки.

Межэтническим конфликтом является тот, что возникает на почве этнической неприязни или же по причине ксенофобии, когда стороны не имели друг другу иных претензий, кроме их этнической принадлежности.

В наших же случаях все конфликты зарождались либо как криминальные, либо бытовые, либо трудовые. И лишь в последующем, в силу участия в них представителей разных этнических групп, они в той или иной степени достигли уровня этнической мобилизации. Нередко сами зачинщики, желая оправдаться или же мобилизовать на свою сторону как можно больше сторонников, прибегают к этнической мобилизации и начинают спекулировать вокруг именно этой темы.

Если, допустим, взять случай в Кордае, то там причиной были криминальные разборки. Потом для того, чтобы реализовать свои преступные интересы, определенные силы использовали этническую составляющую. В конечном же итоге, как позже выяснило следствие, это были разборки между группировками, которые боролись за контроль над теневым контрабандным трафиком через участок границы, пролегающий в Кордайском районе. К сожалению, в результате всего этого пострадали конкретные молодые люди, которые оказались орудием в чужих руках.

И поэтому, повторюсь еще раз, чрезвычайно важно трезво оценивать ситуацию и как можно осторожнее относиться к теме межэтнических отношений, поскольку безответственность в данной сфере может привести к самым трагическим последствиям.

 

– Вы уже упомянули о том, что есть региональные подразделения Министерства культуры и информации. Есть ли в регионах еще какие-то структуры, может быть, филиалы вашего института, которые занимаются этими вопросами?

– Наш институт тесно взаимодействует с региональными управлениями по развитию межэтнических отношений. Мы проводим с выездом обучающие семинары, делимся передовыми методиками в данной части. Кроме того, в регионах есть коммунальные государственные учреждения «Қоғамдық келісім», которые также работают с этническими группами, с этнокультурными объединениями, организовывают различные мероприятия, нацеленные на межэтническую интеграцию, на то, чтобы, с одной стороны, способствовать развитию межэтнических отношений, с другой стороны, чтобы каждый этнос имел возможности для сохранения своего культурного кода, обучения своей культуре, традициям, языку подрастающих поколений.

Для этих целей в каждом регионе работают Дома дружбы, которые являются, по сути, телом, коворкинг-центрами для этнокультурных объединений. Наряду с этим, государство поддерживает стремление к изучению родного языка представителей наиболее крупных этносов. Есть смешанные школы для представителей тех или иных этнических групп, где учащихся обучают на родном языке, театры, где могут делать свои постановки представители этнокультурных объединений, есть соответствующие средства массовой информации, которые также получают поддержку государства.

Это конституционное право – на сохранение своей культурной этнической идентичности, которое государством активно поддерживается.

Но при этом важно понимать, что у нас нет этнических меньшинств.

Все граждане Казахстана вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности имеют равные права и обязанности, и дискриминация запрещена по закону. Поэтому, к примеру, такие термины, как диаспора, в отношении представителей этнических групп или же иные формы дифференциации, неприемлемы.

Надо понимать, что сегодня важной задачей для нас является формирование и укрепление общегражданской идентичности. Поэтому каждый член нашего общества, каждый казахстанец должен восприниматься в первую очередь как гражданин страны, и лишь потом как представитель этнической или религиозной группы.

Вообще в целом общегражданская идентичность работает, актуализируется у человека почти каждую минуту. Так, в магазинах мы расплачиваемся национальной валютой. Мы идентифицируем себя по документу, удостоверяющему личность. Переходим дорогу по правилам дорожного движения, которые закреплены законодательством Республики Казахстан. Работаем в рамках Кодекса о труде. Даже в брак у нас люди вступают согласно Кодексу о браке и семье. То есть каждую минуту мы, сами того не осознавая, живем именно в рамках нашей гражданской идентичности.

В то время как этническую идентичность мы актуализируем только тогда, когда мы говорим на своем языке или когда соблюдаем свои традиции, исполняем обряды. Религиозная идентичность у человека актуализируется, когда он приходит в храм или совершает молитву.

Гражданская же идентичность актуализирована фактически постоянно. И поэтому, повторюсь, главной задачей для каждого гражданина является осознание этой самой идентичности, поскольку именно благодаря ей мы имеем возможность безопасно ходить по улицам, спокойно провожать и встречать своих детей.

И это все является заслугой нашего благополучного климата в обществе, в том числе межэтнического. И это то, чем должен дорожить каждый казахстанец.

 

– Можете ли вы на основании тех исследований, которые проводите, как-то спрогнозировать перспективы дальнейшего развития нашего общества именно в аспекте межэтнических взаимоотношений?

– У нас есть большие экспертные исследования на эту тему. Сразу же после создания института мы проводили исследование о ценностных ориентациях представителей этнических групп. Как показали результаты, несмотря на то, что этнические группы представляют разные культуры, а некоторые относятся к разным религиозным конфессиям, почти все ценностные ориентации у них совпадают. Это почти одна линия, по которой видно, что наше общество в ценностном ментальном плане довольно однородно, и все хотят одного и того же – у всех на первом месте семья, дети, благополучие и стабильность.

В целом исторически так сложилось, что казахский народ отличается большим великодушием и толерантностью. Об этом можно прочитать в воспоминаниях депортированных или даже немецких военнопленных, к которым не только взрослые относились с заботой, но даже дети приходили их покормить. И таких свидетельств множество. Наш народ жил на перекрестке Великого шелкового пути и, соответственно, имел множество контактов, широкий кругозор. Мы тесно взаимодействовали и с соседним Китаем, и в то же время у нас большое количество заимствований из персидской философии, в нашем языке множество арабизмов. Это говорит о том, что казахи изучали различные языки, взаимодействовали с другими культурами, были всегда открыты для новых знаний, знакомств. И уже даже исходя из этого можно прогнозировать, что в нашей стране всегда будет благоприятный межэтнический климат. Безусловно, многое обусловлено накопленными веками традициями нашего народа. К примеру, у казахов есть такие слова и выражения, как “обал”, “біреуге бостан босқа қастық жасамау керек”, призывающие делать добро другим людям, не причинять им вред понапрасну. Эти имеющие тысячелетние корни и основанные на принципах гуманности понятия до сих пор актуальны, и такая народная мудрость, наверное, является нашей главной ценностью, которую мы должны беречь и передавать своим потомкам.

Беседовал Нургали Абильдаев 

Новости партнеров
×