Театр становится моложе и злее – Ольга Малышева о новом сезоне и будущем казахстанской сцены

Идеи, устремления, недовольство выражаются через театр.

Анастасия Цирулик

Театр в Казахстане уже не тот, что десять лет назад. Молодые режиссеры смело берутся за классику, независимые сцены собирают полные залы, а зрители идут в театр не только за развлечением, но и за ответами на важные вопросы. Чем живет отечественная сцена сегодня, корреспонденту Liter.kz рассказала драматург, театральный продюсер, театральный обозреватель и автор Telegram-канала “Оля ведет в театр” Ольга Малышева.

– Какие главные премьеры ждут зрителей в новом театральном сезоне?

– Сложно говорить о прогнозах, потому что театр достаточно непредсказуемая сфера. Театры не дают полный расклад, над чем они работают в течение этого сезона. У них есть свои внутренние планы, но обычно это не публичная информация. То же самое можно сказать о трендах. Какие тенденции и тренды актуальны в сезоне 2025/2026, я смогу рассказать в июне 2026 года, проанализировав сезон. Делать прогнозы – это все равно, что гадать на кофейной гуще.

– Что было актуально в прошлом сезоне?

– Самое главное это то, что театр молодеет. В стране появляется все больше интересных молодых режиссеров. Достаточно много современных классных пьес, которых, я надеюсь, будет все больше ставиться и будет все больше внимания уделяться отечественной драматургии. Если говорить о конкретных режиссерах, то Мейрам Хабибуллин в этом сезоне запланировал сделать инсценировку романа “Путь Абая”. Алибек Омирбекулы будет продолжать свою любимую деколониальную тему. Гульназ Балпеисова – феминистскую повестку. Дина Жумабаева будет продолжать делать авторскую интерпретацию классики и т.д. Это то, что касается именитых режиссеров. Я уверена, что они останутся верными себе. И можно ожидать появления новых молодых интересных режиссеров, которые будут развивать актуальный театр.

– В чем, по вашему мнению, провинция обогнала Астану и Алматы в театральном плане?

– Сложно мерить, что лучше, театр в провинции или театр в столице. И там и там есть разные театры. Я бы сказала, есть театр живой и есть театр не очень живой. И тот и другой существуют и в условном Семее, и в условной Астане. Есть команды, которые активно участвуют в фестивалях, общаются с коллегами. Они делают интересные проекты. Чем больше театр коммуницирует с внешним миром, тем интересней то, что он делает. Чем больше театр замыкается в себе, тем менее интересным он становится, потому что не получает никакого развития. Театры, которые не выходят за пределы своих стен, есть во всех городах, включая Алматы и Астану. Регионы повторяют тот же тренд – театр становится моложе. И в целом развивается независимое театральное движение, которое долгое время оставалось особенностью Алматы.

– Как вы думаете, в каком направлении сегодня движется казахстанский театр?

– Театр будет все больше давать голос молодым, дерзким и злым в хорошем смысле слова людям. Театр особенно независимый становится точкой культурного протеста. Долгое время этим занималось изобразительное искусство, так же к теме протеста обращались поэты и айтыскеры. Сегодня идеи, устремления, недовольство выражаются и через театр. Я для себя определяю театр как способ сублимации. Не эскапизм, куда можно уйти посмотреть красивую картинку, а именно сублимировать свой внутренний бунт и выразить его через театр.

– Как театральный зритель изменился за последние годы?

– Театр развивается, и зрителей становится больше. Я это вижу и по алматинским, и по региональным театрам. Сегодня в театрах нет пустых залов. Особенно в маленьких городах, где театров 2-3.

– Что нужно казахстанскому театру для развития?

– Мне бы хотелось, чтобы театральным трендом было большое внимание к современной драматургии. У нас за последние 3-5 лет  появилось много хороших авторов. У них есть интересные тексты, и сейчас задача внутритеатрального сообщества выстроить коммуникацию между драматургом и режиссером или драматургом и театральным менеджером. Режиссеры сегодня суперзвезды, их узнают, с ними фотографируются. Драматурги же сильно недооценены.

В перспективе казахстанскому театру важно найти свой язык. Существующие театры построены либо на советской театральной школе, либо на классической русской театральной школе, кто-то заимствует европейские приемы. Наша задача взять все лучшее из имеющегося, добавить какие-то этнические мотивы, классическое казахское искусство и все это объединить, чтобы появился узнаваемый образ казахского театра. И я знаю достаточное количество молодых режиссеров, которые сегодня к этому стремятся.  

Новости партнеров