Театр за кулисами: как электрики создают магию света в "Астана Опера"
Без света не будет спектакля.

Если на сцене театра гаснет свет, а зрительный зал окутывает тьма – это задумка режиссера. Но если вдруг пропадает электричество, значит, что-то пошло не так. Именно от сотрудников отдела энергетики зависит, чтобы в стенах театра всегда было светло, уютно и безопасно. Они остаются за кулисами, но без их труда невозможно представить ни одну репетицию, ни один спектакль, передает Liter.kz.
В отделе энергетики “Астана Опера” трудятся 12 человек: главный энергетик, старший инженер, два инженера, три электрика и четыре дежурных электрика. У каждого своя зона ответственности, но всех объединяет одно – обеспечение бесперебойного электроснабжения театра.
“Наш отдел – самый главный в театре. Если не будет электроэнергии, не будет ни спектаклей, ни репетиций, вообще ничего”, – без лишней скромности отмечает дежурный электрик Асылбек Баттаков.
Дежурные электрики работают посменно – днем и ночью. Их можно встретить в любой момент: во время репетиций, спектаклей, концертов, даже во время экскурсий. Они следят за тем, чтобы все системы работали без сбоев, устраняют неполадки на месте. Электрики занимаются монтажными работами: заменяют трансформаторы, устанавливают новые розетки и лампы, работают со схемами. Их труд – это сложная техническая работа, требующая опыта и знаний.
Фото: Астана Опера
За всем процессом следят инженеры вместе со старшим инженером, который приехал в Казахстан из Венгрии и остался в нашей стране, – Янош Мужик. Он окончил Будапештский технический университет по специальности “энергетика” и всю жизнь работает в этой сфере.
Электроэнергия – незаметная, но крайне опасная сила.
“Электрический ток – без цвета, без запаха, но если ударит, почувствуешь хорошо. Наша работа связана с риском, но мы строго соблюдаем технику безопасности и всегда держим ситуацию под контролем”, – с улыбкой говорит главный энергетик Олег Стеценко.
Каждый их день в театре “Астана Опера” начинается задолго до появления первых сотрудников. Когда здание и сцена еще пустуют, электрики уже на месте. Они включают свет в коридорах и залах, обеспечивая условия для уборки, а затем взаимодействуют с основными службами театра.
“Кто-то проводит театральный урок, где-то идет репетиция, в другом зале снимают ролик для социальных сетей – и всем нужно освещение. Мы находимся в постоянном движении, следим, чтобы все работало”, – рассказывает Руслан Алпыспаев.
Зрители приходят в театр, когда уже все готово: в залах сияют люстры, на сцене – сложные световые композиции, а в коридорах и гримерных – уютный приглушенный свет.
“Еще до прихода зрителей мы должны убедиться, что везде все работает”, – рассказывают электрики.
Они включают оборудование, проверяют осветительные приборы, пересматривают все системы. Но даже если техника запущена по расписанию, могут быть неожиданные просьбы: режиссер решит сделать затемнение сцены (ЗТМ) в новом месте, осветителям потребуется
дополнительное питание, а кому-то из служб понадобится срочно включить или отключить свет.
Перед началом спектакля дежурное освещение выключается, но так, чтобы никто не оказался в полной темноте.
“Для артистов мы включаем специальный синий свет – он не слепит, но позволяет видеть сцену, не спотыкаться и не падать”, – объясняют специалисты.
Когда заканчивается антракт, важно, чтобы горел общий свет, чтобы зрители могли без труда найти свои места. А затем – снова мгновенно затемнить зал, вернуть атмосферу спектакля и включить синий свет для артистов.
“Все должно быть сделано четко, без задержек, слаженно – тут есть свои небольшие хитрости”, – говорит Олег Стеценко.
Осветители и электрики – профессии настолько схожие, что их часто путают. Одни отвечают за художественное освещение сцены, другие – за техническую часть, но все они работают с электроприборами. Одна из самых сложных задач – замена ламп в театре.
“У нас огромные люстры – в фойе, в Камерном зале, в Большом зрительном зале. Они выглядят роскошно, но лампочки в них тоже перегорают. А попробуйте их поменять! Для этого сотрудники используют строительные леса, электровышки, страховочные системы – на высоте работа ничем не уступает альпинистской. Основная люстра в фойе PENELOPE весит полторы тонны, ее высота 5,5 метра и диаметр 5 метров. В ней установлена 221 лампочка. А всего в театре установлено 18 368 ламп, не считая наружного освещения. Каждый день где-то перегорает лампа, нет ни одного дня, чтобы нам не пришлось что-то заменить. А в прошлом году мы осуществили грандиозный проект на сцене. Проложили 1,5 км кабеля от энергоблока до сцены и подключили два электрических шкафа с большой мощностью”, – рассказывает Янош Мужик.
Таков ритм жизни электриков театра – бесконечный, незаметный, но необходимый для того, чтобы сцена каждый вечер озарялась светом, а театр жил своей магией. Рабочий день заканчивается поздно. Когда зрители покидают зал, а артисты уходят со сцены, театр все еще живет: в фойе фотографируются последние посетители, и только мягкое выключение света ненавязчиво подсказывает, что пора завершать вечер.
“В рамках Года рабочих профессий отмечу, что эта профессия всегда будет востребована. Она хорошо оплачивается, знания пригодятся и в жизни, и в работе. А отличие театрального электрика еще и в том, что он может заглянуть на репетицию, посмотреть спектакль”, – говорит Олег Стеценко.
Фото: Астана Опера
Так, оставаясь за кулисами, электрики создают условия для сотен людей – артистов, сотрудников театра и, конечно, зрителей. Они управляют светом, который делает театр живым, согревает его атмосферу и помогает рождаться большому искусству.