Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 492.65  525.71  5.03

Невидимые раны: буллинг среди подростков в Казахстане, или Как поддержать молодежь

Важно заметить признаки буллинга или суицидального поведения. Иначе может быть поздно.

23.10.2024, 09:41
Невидимые раны: буллинг среди подростков в Казахстане, или Как поддержать молодежь
Фотоколлаж Liter.kz

Казахстанцы все больше обеспокоены проблемой буллинга и суицидов среди подростков. Их страх за своих детей небезоснователен. С началом учебного года страну потрясло убийство девятиклассника в селе Копа Актюбинской области, за которым последовали ужасающие случаи избиений сверстниками на западе, востоке, севере и юге Казахстана. В Павлодаре произошла поножовщина, а в Кызылординской области — зверское показательное убийство 15-летнего подростка. Этот же регион шокировал общество историей о 16-летней школьнице, подвергнутой сексуальному рабству со стороны одноклассников. В нескольких городах республики, больше всего в Алматы, в сентябре были зафиксированы случаи самоубийств среди девочек 6-7 классов, которые прыгали с крыш многоэтажек. И, кажется, последней каплей стало зверское смертельное избиение 16-летнего Шерзата Болата в Талгаре из-за банки пива. Эти трагические события поднимают важный вопрос о безопасности и психическом здоровье молодежи в стране. Корреспондент Liter.kz попытался понять, что приводит к таким трагическим последствиям и как можно помочь подросткам справиться с трудностями.

Буллинг — это не просто конфликт между детьми

Психологи и специалисты в области образования выделяют несколько ключевых факторов, которые способствуют развитию буллинга среди подростков. Среди них — низкая самооценка, недостаток внимания и поддержки в семье, проблемы с самоидентификацией, а также влияние сверстников. Как отмечает семейный психолог и суицидолог, магистр психологии и руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева, буллинг — это не просто конфликт между детьми, а систематическое преследование, которое часто сопровождается эмоциональным насилием.

"Буллинг — это проблема борьбы за социальный статус, самоутверждение, разделение лидерства, когда одна группа или индивид намеренно стремится унизить и подавить другого, используя насилие, будь то физическое, эмоциональное или даже кибернасилие в социальных сетях", — объясняет Богатырева.

По словам психолога, если подросток подвергается буллингу со стороны коллектива, важно научить его себя отстаивать. Причем речь идет не о применении физической силы, а скорее про психологическую устойчивость, чтобы он знал свои границы, умел четко дать понять, что с ним так нельзя и он этого не позволит. Именно внутренняя уверенность помогает останавливать буллинг на самом начальном этапе.

“Если же это уже затяжной буллинг, который длится достаточно долгое время и в него включено много детей из коллектива, то такая проблема вряд ли может быть решена самим подростком. Здесь уже нужно вовлекать значимых взрослых, то есть тех взрослых, которые в этом коллективе имеют какой-то авторитет, какую-то власть: или классный руководитель, или завуч школы по воспитательной работе, возможно даже инспектор по делам несовершеннолетних, который прикреплен к этой школе, директор школы и так далее. Должны быть обязательно поставлены в известность родители всех сторон, кто вовлечен, и совместно, родители, представители школы, детский коллектив, должны решать эту проблему в правовом поле. Должны быть обозначены границы, как нельзя вести себя, что является нарушением поведения. Дети не обязаны друг друга любить и принимать, но уважать границы друг друга всем нужно, потому что это правило проживания в социуме, и дети с детства должны к этому привыкать”, – заметила Богатырева.

По словам эксперта, чем раньше стадия буллинга, тем проще ее остановить. Большие сложности возникают тогда, когда буллинг переходит в физические формы регулярных избиений, унижений. Здесь не обойтись без привлечения правоохранительных органов. Соответственно, буллинг – это не чисто психологическая проблема, это больше проблема правовой регуляции поведения детей в социуме, в коллективе, считает эксперт.

Влияние буллинга на психику подростков

Буллинг оказывает разрушительное влияние на психику подростков, что может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств и, в крайнем случае, суицидальных мыслей. По словам экспертов, многие дети, подвергшиеся издевательствам, теряют уверенность в себе, чувствуют себя изолированными от общества и не видят выхода из ситуации.

"Буллинг может стать спусковым механизмом для суицидальных мыслей у подростков, особенно если они чувствуют, что никто их не поддерживает и не понимает", — подчеркивает психолог.

Важно отметить, что далеко не каждый подросток, столкнувшийся с буллингом, склонен к суициду, однако в случаях, когда отсутствует поддержка со стороны взрослых или сверстников, риск возрастает.

“Очень часто, когда я консультирую подростков, у которых в анамнезе есть суицидальная попытка, там обнаруживается одним из факторов случаи школьного буллинга. Я не могу сказать однозначно, что если есть школьный буллинг, значит ребенок будет суицидальный. Это не так. Но взаимосвязка имеется. Буллинг является фактором, серьезным вызовом, который осложняет ментальное здоровье ребенка. Именно поэтому я стала работать с этим, как с одним из ведущих вызовов для того, чтобы нивелировать это, чтобы у нас было меньше случаев суицидальных подростков. Но также, справедливости ради, стоит сказать, что не всегда у суицидальных подростков есть буллинг. Это тоже важно понимать. Он, да, может являться фактором, но не 100% эта связка будет”, – заметила Светлана Богатырева.

Суицидальное поведение

По словам суицидолога, суицидальное поведение — это не линейный процесс, а более сложная связка множества факторов, влияющих на его возникновение. Существует понятие о суициде как психобиосоциальной проблеме. Это значит, что в его формировании играют роль не только физическое и психическое здоровье человека, но и его способность справляться с вызовами жизни. Важны также психологические ресурсы: как человек умеет преодолевать негативные ситуации и какой у него опыт в этом.

Социальный контекст также имеет огромное значение. Например, буллинг и отношение окружающих могут сильно повлиять на состояние человека. Важную роль играет и поддержка семьи: насколько ребенок чувствует поддержку со стороны родных, есть ли у него близкие, готовые выслушать и помочь. Все эти три компонента — биологический, психологический и социальный — взаимосвязаны и формируют общую картину, влияющую на суицидальное поведение.

“Нельзя утверждать, что одно конкретное обстоятельство обязательно приведет к суициду. Чаще всего это происходит в результате накопления различных факторов, которые в совокупности создают определенную ситуацию. Поэтому мы всегда подчеркиваем, что при анализе случаев суицида нельзя говорить о каких-либо общих закономерностях. Важно рассматривать каждый случай индивидуально: что именно происходило с ребенком, как складывалась его жизнь, какие события и обстоятельства повлияли на формирование такого поведения. Иногда одно событие может стать триггером, последней каплей, после которой происходит трагедия. Однако связывать только это событие с суицидом — ошибочно. Суицид всегда имеет предысторию, которая формирует такое поведение, и для понимания причин необходимо глубже анализировать эту историю”, – заметила эксперт.

Как заметить суицидальное поведение

У подростков очень сложно выявить признаки суицидального поведения, так как для них они характерны.

“Если мы говорим про взрослого человека, то это какое-то измененное состояние, депрессивное состояние, когда человек на протяжении двух недель находится в подавленном состоянии, не может встать, делать какие-то дела. Или он, наоборот, гипервозбужденным становится. Для подростков резкие перепады настроения, какие-то слова резкие – свойственны. Поэтому у подростков разглядеть (суицидальное поведение - прим.ред.) сложно. Но в целом даем родителям такой совет, если вы видите в поведении ребенка какие-то отклонения, вдруг начинает наблюдаться то, что вы не можете описать как своего ребенка, что-то нетипичное. Начинает больше или меньше спать, какое-то поведение, состояние, которое вас настораживает. На это надо обращать внимание. И лучше дойти до помогающего специалиста, который поможет вам объяснить, есть ли суицидальная составляющая или нет. Потому что бывают похожи какие-то расстройства от событий, и необязательно это будет суицидальность. Ну, либо искать какие-то типичные для суицидального поведения посты в соцсетях, может ведется дневник, может с кем-то разговаривает и обсуждает это. Тут очень внимательно нужно смотреть, и желательно, конечно, подключить специалиста”, – заявила эксперт.

Как помочь?

Родителям, опекунам, близким людям и друзьям, в первую очередь, как отметила психолог, нужно заметить проблему. Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что проблему до последнего не хотят замечать, преуменьшают.

“Бывает, ребенок режет руки, а родители все думают, что эта кошка поцарапала. То есть не закрывать глаза, а как-то очень внимательным быть к подростку, чтобы вовремя заметить перемены в нем и вот его какое-то такое состояние. Это легко сказать, сложно сделать, но это важно знать, что мы должны быть внимательны к подросткам, к их состоянию. Когда это замечено. Второй важной вещью является не обесценивать, то есть не пытаться как-то его склонить на “светлую сторону”, что называется. Не говорить, что жизнь прекрасна, посмотреть сколько вокруг возможностей. Не пытаться переубедить, мол, посмотри, как мы будем без тебя страдать, мы же тебя любим. Вот это все в суицидальности людей не убеждает”, – заметила суицидолог.

Человек, склонный к самоубийству и размышляющий о нем – это человек, который чувствует большое одиночество, что ему не с кем разделить свою боль и большую безысходность, что он не видит выхода из своей ситуации, как будто в тоннеле узко смотрит. Поэтому помощь, по словам Богатыревой, будет состоять в том, чтобы выслушать, чтобы дать выговориться, чтобы создать безопасную обстановку для того, чтобы человек захотел про это рассказать.

“Здесь наша задача дать понять, что человек не одинок, что у него есть те, кому он дорог, кто будет с ним, кто будет помогать ему решать эту проблему, а не кричать на него, что “возьми себе в руки, что ты придумываешь, да это какая-то ерунда, посмотри, вон дети в Африке голодают, а ты…”. Вот не такая стратегия, а стратегия, наоборот, понимания, попытки понимания, сказать, что “да, я хочу тебя понять, давай, рассказывай мне про это, покажи мне эту ситуацию своими глазами”. И второе – это попытки показать, что решение проблемы возможно. Ну и последнее, конечно, довести до помогающего специалиста, потому что одними разговорами не всегда получается помочь. А счет бывает на минуты”, – заметила эксперт.

Статистика и тревожные данные

Стоит отметить, что в Казахстане незначительно снизилась смертность от самоубийств. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за январь–июль 2024 года количество завершенных случаев суицида в стране приблизилось к 2,1 тысяче — на 7,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Основную часть тех, кто принял решение уйти из жизни, составили казахстанцы в возрасте от 30 лет. Большинство из них (81,5%) в роковой день не пили алкоголь и не употребляли наркотики. Детских суицидов, к счастью, было несопоставимо меньше: 112 случаев.

Статистика смертности от самоубийств в РК за последние несколько лет показывает нестабильную динамику, оставаясь в целом на высоком уровне. Ежегодно в стране хоронят от 3,5 до 4 тысяч добровольно ушедших (и это только по достоверно известной статистике). Фактически это по 9-10 человек в день.

Что касается буллинга, то вплоть до июня 2024 года статистика по нему не велась. Результаты о том, сколько детей подвергаются буллингу и кибербуллингу, пока неизвестны. Судить о них казахстанцы смогут лишь к июню 2025 года. 

Исходя из всего вышеизложенного, буллинг и подростковый суицид — это серьезные проблемы, требующие комплексного подхода. Профилактика издевательств и своевременная психологическая поддержка подростков могут спасти жизни и помочь молодым людям справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются. Родителям, учителям и психологам необходимо работать сообща, чтобы создать для подростков безопасную среду, в которой они могут расти и развиваться без страха быть отвергнутыми или униженными.

Новости партнеров
×