Temu и Pinduoduo не зарегистрированы в Казахстане: как маркетплейсы убивают бизнес
Wildberries и Ozon имеют свои представительства в стране.
Казахстанцам доступны многие из иностранных маркетплейсов, причем одними из самых популярных являются два китайских маркетплейса от одной компании — Temu и Pinduoduo. Популярность этих маркетплейсов связана с их ценовой политикой, а также агрессивными маркетинговыми кампаниями, передает Liter.kz со ссылкой на Finprom.
Издание разобрало влияние маркетплейсов на экономику страны, на малый и средний бизнес, а также в целом на рядовых потребителей.
В чем отличие Temu и Pinduoduo от казахстанских или даже от других иностранных — к примеру, Wildberries или Ozon?
Главное отличие в том, что Temu и Pinduoduo не зарегистрированы в Казахстане, в то время как Wildberries и Ozon имеют свои представительства в стране. Проблем в отсутствии регистрации очень много, разобрать их все не так просто.
Во-первых, когда регистрация отсутствует, маркетплейс не производит никаких отчислений в бюджет страны — будь то таможенные или иные пошлины, а также налоги. Это, в первую очередь, подрывает экономическую целостность государства, а кроме того, сильно бьет по субъектам малого и среднего бизнеса, которые осуществляют деятельность по закону, уплачивая пошлины и налоги. Суммы, которые направляют зарегистрированные в Казахстане компании в бюджет в виде налогов, исчисляются в миллиардах тенге, не говоря уже о том, что на этих маркетплейсах работает местный бизнес, который также в совокупности отчисляет в бюджет страны триллионы тенге.
Во-вторых, когда у компании нет местной регистрации, потребители просто-напросто никак не защищены. Буквально: предъявлять претензии некому.
В октябре текущего года правительство Индонезии постановило удалить Temu из магазинов приложений. Эта мера должна была защитить малый бизнес. Недавно Вьетнам также пригрозил до конца месяца запретить площадку Temu и китайский магазин быстрой моды Shein. В результате запрета они не получили разрешения на ведение бизнеса в стране, передает The Guardian. По словам Саймона Торринга, соучредителя аналитической компании Cube, наплыв более дешевой продукции китайского производства, часто с минимальными налогами на импорт, нанес ущерб местным продавцам и производителям. Они не могут конкурировать по скорости и ценам с маркетплейсами. По данным агентства Reuters, за последний финансовый год закрылись почти две тысячи тайских фабрик во всех отраслях. Более 50 тысяч человек потеряли работу. Отчасти это связано с усилением конкуренции со стороны Китая и ростом издержек.
Pinduoduo, китайский аналог Temu, работает с 2015 года, а глобальная платформа была запущена в США в 2022-м, и в следующем году вышла на европейские рынки. Temu расширяет свое присутствие в Юго-Восточной Азии, начиная с Филиппин и Малайзии в 2023-м и заканчивая Таиландом, Брунеем и Вьетнамом в текущем году.
Индонезия заняла самую жесткую позицию, повысив налоги и запретив электронную коммерцию на платформах социальных сетей в 2023 году, что заставило Tik-Tok Shop купить местного конкурента, испытывающего трудности, чтобы продолжить работу.
В итоге мы видим, как китайская экспансия убивает местный бизнес в странах Азии, причем не только в сфере торговли, но и в целом во многих отраслях экономики, в том числе и в промышленности.
Чем китайские маркетплейсы грозят Казахстану?
Во-первых, стоит отметить, что торговля занимает особое место в экономике страны: рынок формирует 18,2% всего ВВП, что является самым высоким показателем по сравнению с другими секторами.
Во-вторых, сфера торговли также лидирует по уровню занятости — в секторе работают более 16,7% всех занятых в стране.
В-третьих, одной из самых главных задач Казахстана является отход от сырьевой экономики в пользу обрабатывающей промышленности. В этих условиях, если не предпринимать меры, малое промышленное производство, которое зарождается в РК, просто исчезнет.
И, в-четвертых, неконтролируемые иностранные маркетплейсы несут максимально высокие риски в плане некачественной и контрафактной продукции. Это в итоге не только бьет по карманам населения, вместо того чтобы радовать дешевизной, но и содержит высокий риск для качества жизни и здоровья.