Тюрьма и миллионные штрафы грозят букмекерам в Казахстане

Поправки планируют ввести в Уголовный и Административный кодексы.

Маржан Бакиева

Депутаты AMANAT поддержали законопроект по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности. Косметические меры и неоднократные предупреждения не подействовали на лоббистов азартных игр. Поэтому впервые в Казахстане представлен законопроект, который должен взять под контроль рекламу игорного бизнеса и не только. Какие пункты вошли в документ, читайте в материале Liter.kz.

Лудомания становится одной из главных проблем Казахстана. Только по официальным данным, более 350 тысяч соотечественников страдают от игровой зависимости. Семь из десяти пар разводятся из-за азартных игр, в 2022 году в Казахстане 3 676 человек покончили жизнь самоубийством, каждый пятый из них — по причине лудомании. Стоимость рынка азартных развлечений в два раза превысила рынок недвижимости. Эти цифры говорят о том, что в Казахстане не предпринимаются решительные шаги в отношении организаторов игорного бизнеса.

Партия AMANAT инициировала подготовку законопроекта по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности. Подготовлено более 50 поправок в два кодекса и семь законов.

В частности, предлагается ввести запрет на участие в азартных играх для физических лиц, находящихся в реестре должников по алиментам, налогам и кредитам. Закрепляется административная ответственность юридических лиц, за вовлечение в азартные игры лиц, не достигших разрешенного возраста, а также уголовное наказание за организацию онлайн-казино.

Законопроект предусматривает

1. Ограничение рекламы букмекеров и тотализаторов, а именно – запрет наружной рекламы на зданиях, сооружениях и транспортных средствах, запрет рекламы в СМИ, на интернет-ресурсах, на ТВ и радио, в периодических печатных изданиях, кино-, видео- и справочном обслуживании.

2. Установление административной ответственности юридических лиц за вовлечение и допуск в азартные игры и пари лиц в возрасте до 25 года и лиц, ограниченных в участии в азартных играх и пари.

3. Установление запрета на допуск в участие в азартных играх и пари физических лиц, о которых имеются сведения в Едином реестре должников.

4. Установление уголовной ответственности за организацию деятельности интернет-казино.

5. Запрет на распространение лотерейных билетов и установку лотерейных терминалов в жилых домах и зданиях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, культовые и религиозные организации.

6. Ведение списка иностранных организаторов игорного бизнеса, деятельность которых признана незаконной на основании судебного акта, а также запрет банкам и платежным системам проводить финансовые операции в их пользу.

7. Установление обязанности организаторов игорного бизнеса, осуществляющих деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обеспечить интеграцию своих аппаратно-программных комплексов с информационными системами органа государственных доходов.

Согласно законопроекту, в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс будут внесены новые нормы, направленные на борьбу с лудоманией.

В Уголовный кодекс предусматривается введение ответственности за организацию деятельности интернет-казино в виде штрафа до 17 миллионов тенге (пять тысяч МРП), либо исправительных работ в том же размере, либо привлечения к общественным работам на срок до 1 200 часов, либо ограничения свободы на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за:

– вовлечение и допуск в азартные игры и пари граждан до 21 года, и лиц, ограниченных в азартных играх и пари, в виде штрафа на субъектов среднего предпринимательства в размере 1,035 млн тенге (300 МРП), на субъектов крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (1000 МРП), с приостановлением действия лицензии;

– на перечисление или несвоевременное перечисление организаторами игорного бизнеса в органы госдоходов платы за пользование лицензией в виде штрафа на субъекты среднего предпринимательства в размере 1,38 млн тенге (400 МРП), на субъекты крупного предпринимательства в размере 6,9 млн тенге (две тыс. МРП), с лишением лицензии;

– размещение в игорных заведениях, помещениях букмекерских контор и тотализаторов ломбардов и микрофинансовых организаций в виде штрафа на субъекты среднего предпринимательства в размере 1,035 млн тенге (300 МРП), на субъекты крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (одна тыс. МРП), с приостановлением действия лицензии.

При повторном нарушении штраф на субъекты среднего предпринимательства в размере 1,38 млн тенге (400 МРП), на субъекты крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (1 тыс. МРП), с лишением лицензии.

– несоблюдение требования по размещению в игорных заведениях, букмекерских конторах и тотализаторах предупреждения о рисках и вреде участия в азартных играх и пари в виде штрафа на субъектов среднего предпринимательства в размере 1,035 млн тенге (300 МРП), на субъектов крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (1 тыс. МРП), с приостановлением действия лицензии. При повторном нарушении штраф на субъекты среднего предпринимательства 1,38 млн тенге (400 МРП), на субъектов крупного предпринимательства 6,9 млн тенге (две тыс. МРП), с лишением лицензии.

– распространение букмекерской конторой, тотализатором рекламы, не соответствующей положениям законодательства об игорном бизнесе в виде штрафа в размере 1,035 млн тенге (300 МРП), на субъекты крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (1 тыс. МРП), с приостановлением действия лицензии. При повторном нарушении штраф на субъекты среднего предпринимательства 1,38 млн тенге (400 МРП), на субъекты крупного предпринимательства 6,9 млн тенге (две тыс. МРП), с лишением лицензии.

– невыполнение оператором лотереи требований по согласованию условий проведения лотереи с уполномоченным органом в виде штрафа на субъекты среднего предпринимательства в размере 1,725 млн тенге (500 МРП), на субъекты крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (одна тысяча МРП), с приостановлением деятельности; При повторном нарушении штраф на субъекты среднего предпринимательства 3,45 млн тенге (одна тысяча МРП), на субъекты крупного предпринимательства 6,9 млн тенге (две тысячи МРП), с запрещением деятельности.

– нарушение оператором лотереи требований, предъявляемых к отделениям оператора лотереи (лотерейным центрам), в виде штрафа на субъекты среднего предпринимательства в размере 1,725 млн тенге (500 МРП), на субъекты крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (одна тысяча МРП), с приостановлением деятельности. При повторном нарушении штраф на субъекты среднего предпринимательства 3,45 млн тенге (одна тысяча МРП), на субъектов крупного предпринимательства 6,9 млн тенге (две тысячи МРП), с запрещением деятельности.

– нарушение оператором лотереи запрета по распространению лотерейных билетов, установке лотерейных терминалов в жилых домах в виде штрафа на субъектов среднего предпринимательства в размере 1,725 млн тенге (500 МРП), на субъектов крупного предпринимательства в размере 3,45 млн тенге (одна тыс. МРП), с приостановлением деятельности. При повторном нарушении штраф на субъекты среднего предпринимательства 3,45 млн тенге (одна тыс. МРП), на субъектов крупного предпринимательства 6,9 млн тенге (две тыс. МРП), с запрещением деятельности.

Напомним, что на расширенном собрании депутаты фракции AMANAT в Мажилисе единогласно поддержали предложенный законопроект.

Новости партнеров