Продавцы жалуются, что с начала этого года казахстанцы перестали что-либо у них покупать и им скоро придется закрыться.
Популярный совет на сегодняшний день среди казахстанцев — сходить в торговый дом, померить понравившуюся вещь, а потом подешевле заказать ее из Китая или США. Или сделать фотографии нужно товара, а потом найти его в поисковиках популярных маркетплейсов по более низким ценам, передает Liter.kz.
Как уверяют сейчас многие казахстанцы, даже популярный когда-то Kaspi.kz уже не тот. Разнообразие и выгодная цена теперь встречается не там. Российские и китайские маркетплейсы захватили казахстанский рынок. И чаще всего даже доставка у них быстрее, чем у местных продавцов, особенно, если нужного товара нет в городе.
Электронная торговля в Казахстане резко пошла в рост в 2022 году. На сегодняшний день годовой оборот маркетплейсов в стране составил почти 1,8 трлн тенге, говорится в консультативном документе регуляторной политики к проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
"Согласно данным Бюро национальной статистики, доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли с учетом маркетплейсов в 2023 году составила 12,7%, в денежном выражении – 2439,8 млрд тенге. Из них оборот через платформу маркетплейсов составил 1767,6 млрд тенге. При этом доля электронной торговли в 2019 году составила 1,8% (в денежном выражении 206,3 млн тенге), в 2020 году – 4,1% (476,7 млн тенге), в 2021 году – 3,6% (482 млн тенге), в 2022 году – 12,5% (1963,5 млрд тенге). Отмечается резкий рост объема товаров электронной торговли начиная с 2022 года, где значительную долю рынка занимают зарубежные интернет-площадки", — сообщается в документе.
При этом казахстанцев просят быть патриотами — покупать у местных продавцов. Если раньше исключительно речь шла про казахстанских производителей, то теперь идет о перекупах, которые зарабатывают себе на жизнь разницей в цене в два-три раза, а чаще всего и больше, продавая товары землякам по завышенным ценам.
"Торговли нет! Что делать? Предлагаю запретить в Казахстане Ozon, Temu, Wildberries. Они вытесняют обычную торговлю! В нашем торговом доме вообще пропала торговля, люди ничего не покупают: ни игрушки, ни бытовые вещи, ни одежду, ни посуду. Никогда раньше такого не было. С Нового года началось.
Если интернет-магазины будут и дальше переманивать покупателей, то нам придется просто закрыться, и многим другим. А что это значит, а значит, ТЦ не получат деньги за аренду, продавцы будут уволены, государство не дополучит налогов! Поэтому нужно прикрывать эти заграничные интернет-лавочки", — пожаловалась предпринимательница в соцсети Facebook.
Отчаянный пост женщины не нашел поддержки, а собрал сотни негативных комментариев ей в ответ. Комментарии были следующего содержания:
"Не помню, когда что-то покупала в ТРЦ и ТД. И не загонишь меня туда. Трата времени и переплата втридорога".
"Надо продавцам в ТЦ и на базарах понять, что как раньше уже никогда не будет. Вы тоже переходите на онлайн, вам же выгоднее: не надо платить за аренду и т.п. Отучитесь, как вести соцсети, таргетологию, SMM, и ведите онлайн-магазины.
Ситуация будет еще хуже, и лет через пять все базары исчезнут.
Лично мне ехать в ТЦ и на базары не хочется, да и времени нет, все заказываю онлайн"."Перестаньте накручивать 1000% на товар, я закупаю одежду в Китае для личного пользования уже десять лет и цены примерно знаю, что сколько стоит, и мне интересно смотреть, как вещи продают с накруткой 1000 и более процентов. Теперь вопрос, зачем мне покупать эти товары, когда я могу взять намного дешевле?!
Тот же Wildberries, есть интересные вещи и недорогие, отличного качества.
На базар и ТРЦ — только, если что-то срочное и необходимое, что не может ждать"."Я не знаю, что вам мешает начать продавать те же товары онлайн. Во-первых, сэкономите на аренде. Во-вторых, получите аудиторию всей страны, а не только живущих рядом с вашим ТД, а если зайдете на Wildberries, OZON, у вас будет рынок не только Казахстана, но и РФ".
Блогер Самат Искаков на эту тему провел опрос среди своей аудитории. Он написал, что итоги опроса: “67% казахстанцев покупают в Wildberries”.
"Результат удивил. Если объективно посмотреть, не все так круто. Продукты стоят, как в супермаркетах. Оригинальная электроника максимум на 10% дешевле. Выбор мужской одежды скромный, как и в офлайн-торговле. Бренды в основном российские, белорусские. Найти прямые слаксы – тот еще квест. Зауженные, зауженные снизу, с накладными карманами и так далее. Есть проблемы с навигацией. Хорошо бы сразу на весь ассортимент включить опцию – оригинальные вещи. Впрочем, френды говорят, что даже это не гарантия от реплик", — поделился своим мнением блогер.
Он также добавил, что скоро в ТРЦ будут ходить поесть и посмотреть кино, потому что онлайн-торговля развивается фантастическими темпами.
Как отмечается в поправках в Кодекс "О таможенном регулировании в Республике Казахстан", правительством страны ставится задача по увеличению доли электронной торговли до 20% к 2030 году. В частности, планируют принять меры по развитию складской и логистической инфраструктуры.
"Вносимыми изменениями предусмотрено выделение товаров электронной коммерции, приобретаемых из третьих стран физическими лицами на интернет-площадках, в отдельную категорию товаров – товары электронной торговли. Предусмотрено декларирование всего объема товаров электронной торговли непосредственно операторами электронной торговли либо физическим лицом-получателем товаров (по выбору физического лица)", — говорится в документе.
Появится также понятие – оператор электронной торговли. Им будет являться действующий почтовый оператор АО "Казпочта", а также другие почтовые операторы и экспресс-перевозчики, которые имеют большой опыт работы в логистике и во взаимодействии с таможенными органами.
Сейчас в соответствии с главой 45-1 Кодекса проходит реализация пилотного проекта в области внешней электронной торговли товарами. Целью пилотного проекта является отработка взаимодействия и интеграции информационных систем между таможенными органами и "Казпочтой", как оператора электронной торговли, а также совершенствование таможенных операций в отношении товаров, приобретаемых физическими лицами на иностранных интернет-площадках.
Сообщается, что уже произведена интеграция информационных систем АО "Казпочта" и Комитета государственных доходов Министерства финансов в целях таможенного декларирования товаров внешней электронной торговли, ввозимых в международных почтовых отправлениях.