Торговые соседи и не только…
Казахстан и Кыргызстан объединяет не только географическое месторасположение, но и торгово-экономические связи, которые нацелены на укрепление отношений двух дружественных и, даже можно сказать, братских народов. Как сообщило министерство торговли и интеграции нашей страны, глава ведомства Бахыт Султанов на днях провел встречу со своими киргизскими коллегами.
«Обсуждаем новые инициативы и перспективы для расширения нашей региональной торговли и экономического сотрудничества. Только что вышел с переговоров с вице-премьер-министром – министром экономики и финансов Кыргызстана Улугбеком Кармышаковым. Есть обоюдное понимание, что нашим странам необходимо не просто торговать друг с другом, но и развивать совместные проекты в промышленной кооперации», – отметил казахстанский министр.
По его данным, сейчас, когда и Казахстан, и Кыргызстан работают над созданием национальных товаропроводящих систем, есть возможность состыковать агропереработку и наладить экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью в третьи страны. Казахстанский бизнес уже рассматривает возможность инвестирования в строительство кыргызских оптово-розничных центров и готов работать над созданием совестных предприятий в переработке.
«Я предложил также рассматривать наш будущий совместный Торгово-логистический центр как часть интегрированной товаропроводящей системы, но при этом использовать его как базу для предприятий промкооперации: наладить здесь переработку овощей-фруктов, «молочки» и зерновых. Мы предлагаем построить ТЛЦ (торгово-логистические центры) в районе пунктов перехода Карасу – Ак тилек и готовы предоставить соответствующую инфраструктуру и выделить земельный участок», – отметил Бахыт Султанов на своей странице в Facebook
По данным казахстанской стороны, только сотрудничество в рамках товаропроводящей системы по перетоку овощей и молочной продукции из Кыргызстана на российский рынок имеет потенциал по нашему с Бишкеком сотрудничеству на уровне 50-100 млн долларов в год: через интеграцию наших национальных товаропроводящих систем мы можем исключить «узкие горлышки» и перебои в поставках наших товаров на российский рынок, полагает министр.
«Эта тема станет одним из вопросов обсуждения на очередном заседании казахстанско-кыргызского Межправительственного совета, проведение которого запланировано на начало апреля во время открытия пункта пропуска в Кордае. Наша делегация также предложила кыргызским коллегам торговые кейсы на ближайшее время. Казахстан готов заместить кыргызский импорт из третьих стран по 190 товарным позициям (в машиностроении, металлургии, пищевой отрасли, стройиндустрии, химпроме и других отраслях). Соответствующий перечень передал вице-премьер-министру – министру экономики и финансов КР», – написал Бахыт Султанов.
Наша техника – вам
Объем казахстанских возможных поставок – около 230 млн долларов. Например, мэрия Бишкека нуждается в спецтехнике и автобусах, и автопром из Казахстана может выполнить такой заказ.
«Я также предложил вернуться к обсуждению поставок наших легких вертолетов «Airbus» для нужд кыргызского МЧС (с возможностью установки медицинского оборудования). У наших стран исторически тесные торговые связи. Казахстан – третий крупнейший торговый партер Кыргызстана. Но мы можем еще больше нарастить наши торговые объемы. Пандемические транспортные проблемы по всему миру еще раз подтвердили выгоду приграничной и региональной торговли, тем более, что возможности наших экономик позволяют заменить импорт из дальних стран товарами с соседних рынков», – считает министр торговли и интеграции нашей страны.
Ведомство также занимается подготовкой повестки Форума межрегионального сотрудничества между двумя странами по поручению глав государств. Кроме того, в Минсельхозе Кыргызской Республики обсудили сотрудничество в агропроме. Соседнюю страну заинтересовали идеи по стыковке товаропроводящих систем в части укрупнения экспортных товарных партий.
Министр сельского, водного хозяйства и развития регионов Кыргызстана Аскарбек Джаныбеков рассказал о планах развития племенного животноводства и заинтересованности Кыргызстана в развитии племенного крупного-рогатого скота в нашей стране. Стоит отметить, что о перспективности этого сектора говорит хотя бы тот факт, что в нашей стране уже работают американские, китайские и другие инвесторы, что говорит о высоком спросе на казахстанскую мясную продукцию.
Как добавил Бахыт Султанов, «проговорили вопросы водно-энергетического баланса. Для нас крайне актуально обеспечить наши южные регионы нужными объемами в вегетативный период. В Минэнергетики и промышленности КР обсудил с министром Кубанычбеком Турдубаевым проблемные вопросы защиты интересов казахстанских инвесторов в КР».
Увеличить поток
В ходе визита казахстанской делегации не обошли стороной и вопрос приграничного сотрудничества.
«В рамках торгово-экономических переговоров наша делегация обсудила ситуацию на границе с министром транспорта, архитектуры, строительства и коммуникаций КР Гулмирой Абдралиевой. Проговорили торжественное открытие реконструированного пункта пропуска «Кордай – Акжол» с участием премьер-министров Казахстана и Кыргызстана, и в целом повышение пропускной способности казахстанско-кыргызской границы для расширения торговых связей. Реконструкция «Кордай-Акжол» позволит в 2,5 раза увеличить транспортный поток, пассажиропоток вырастет с 6 до 25 тысяч человек в сутки», – сообщило казахстанское министерство торговли и интеграции.
В этом году начнется строительство нового пункта пропуска – «Бесагаш – Кичи – Капка» и совместное строительство моста через пограничную реку Чу на пункте перехода Карасу.
Для устойчивого наращивания приграничной торговли, особенно, если учесть планы по созданию совместных промпредприятий, в том числе в приграничных зонах, требуется продолжить совершенствование трансграничной логистики. В планах на ближайшие пять лет – поэтапная реконструкция шести пунктов пропуска – «Аухатты» и «Сортобе», «Карасу», «Кеген», «Айша биби» и «Сыпатай батыр».
«Но нам необходимо также работать над созданием транспортных коридоров», – считает Бахыт Султанов.
Он добавил, что были обсуждены вопросы строительства автомобильной дороги Алматы – Чолпон-Ата (Иссык-Куль). Консультанты Азиатского банка развития рекомендовали оптимальный маршрут Алматы – Узынагаш – Кастек – Михайловка – Чолпан-Ата протяженностью 280 километров. При этом по территории Казахстана необходимо будет реконструировать 42 километра дороги и построить еще 47 – общая сумма требуемые инвестиций составляет около 70 млрд тенге. Консультанты Азиатского банка развития сейчас притупили ко второму этапу оценки проекта. По итогам их работы будем рассматривать вопросы его реализации.
Каналы для товаров
Во время предыдущего заседания казахстанско-кыргызского Межправсовета Казахстан начал обсуждать перспективы создания международного транспортного коридора Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан. «Карантинные закрытия границ прошлого года стимулируют поиск альтернативных каналов продвижения товаров как внутри нашего региона, так и выход на третьи страны. Предложенный коридор позволит как активизировать товарные потоки Центральная Азия – Север, так и обеспечит нам выход на Афганистан через таджикскую территорию, поэтому мы готовы рассматривать все маршруты», – отметил министр торговли и интеграции Казахстана.