Транскаспийский коридор получил импульс к развитию
Главный транспортный вектор этого года для АО «НК «КТЖ» и правительства страны в целом – раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ или Middle Corridor). В текущей мировой ситуации для сохранения конкурентоспособности продукции казахстанских производителей и выполнения экспортных контрактов задача является архиважной.
В связи с тем, что с 9 апреля вступил в силу запрет ЕС на автотранспортные перевозки для российских и белорусских компаний, мы ожидаем переориентацию с автомобильного транспорта на железнодорожный огромного потока грузов в западном направлении. В мае текущего года падение контейнерооборота в морских портах северо-западного бассейна России может составить до 95%. При этом изменится и маршрут международных грузоперевозок. Грузоотправители больше внимания стали обращать на коридоры ТМТМ и Север-Юг, - считает управляющий директор по логистике АО «НК «КТЖ» Ерлан Койшыбаев.
По его словам, это связано с тем, что из 20 основных международных контейнерных линий, которые присутствовали в Российской Федерации, ушли уже 14, которые контролировали 70-80% грузооборота. В марте падение контейнерооборота северо-западного бассейна составило около 35%, в Азово-Черноморском бассейне - 50%. На сегодня в северо-западных морских портах России из мировых логистических компаний остались только COSCO и Unifeeder. Но и Unifeeder в основном занимается эвакуацией своих контейнеров, после чего тоже собирается уйти с российского рынка. Появление новых морских перевозчиков в указанном направлении в ближайшее время не ожидается.
Все это повлияет на транзит контейнерных перевозок через Казахстан, - делает вывод Ерлан Койшыбаев.
Резко выросший спрос на перевозки на фоне мировой ситуации дает дополнительный импульс развитию маршрутов, проходящих по территории Казахстана. И, прежде всего, к ТМТМ.
Мы наблюдаем активное изменение всей устоявшейся логистической структуры. Традиционные маршруты теряют свою актуальность. Грузоотправители, даже из тех стран, которые соблюдают нейтральность в конфликте, переориентируют свои грузовые потоки и ищут альтернативные варианты доставки своих грузов. Нагрузка на Транскаспийский международный транспортный маршрут резко возросла, - подтвердил генеральный секретарь Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Гайдар Абдикеримов.
Если в январе перевозки через порты Актау и Курык составили 14 тыс. тонн, то в феврале они выросли в полтора раза. В марте этот показатель увеличился к уровню февраля еще в 4 раза и достиг уровня 88 тыс. тонн. В апреле участники проекта планируют перевести 238 тыс. тонн грузов.
Мультимодальный транспортный сервис по маршруту Китай – Курык/Актау – Баку/Алят – Батуми/Поти и далее в третьи страны, в том числе через новую линию Баку – Тбилиси – Карс был запущен в 2017 году. Общая пропускная способность маршрута на данный момент составляет 5,8 млн тонн грузов в год, в том числе 80 тыс. ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте - авт.).
Нарастить пропускную способность ТМТМ до конца текущего года в два раза и более – такую цель ставят перед собой участники проекта. Заявки на объемы есть.
8 стран, 20 участников
ТМТМ является мультимодальным маршрутом, в котором задействованы 2 вида транспорта: железнодорожный и морской. Инициатором открытия транскаспийского коридора выступила наша страна, поэтому и штаб-квартира Ассоциации расположилась в Нур-Султане.
Международная Ассоциация Транскаспийского международного транспортного маршрута (далее - ТМТМ) объединяет более 20 серьезных игроков транспортного рынка - владельцев магистральной инфраструктуры и перевозчиков из 8 стран. Это - Азербайджан, Грузия, Казахстан, Китай, Польша, Румыния, Украина и Турция.
ТМТМ целенаправленно продвигает транзитные услуги контейнерной транспортировки грузов из Китая и стран Центральной Азии в страны Европы и Африки, а также в обратном направлении.
Меня радует уровень взаимопонимания, сложившийся среди участников проекта. Все страны и компании-представители едины в желании существенно, по макимуму возможного, сократить время движения грузов по ТМТМ и нарастить его пропускную способность. В текущей мировой ситуации взаимодействие стало еще теснее. Мы встречаемся практически каждый месяц», - говорит управляющий директор по логистике АО «НК «КТЖ» Ерлан Койшыбаев.
Развитие коридора
За пять лет – с начала 2017-го и на начало текущего года - по данному маршруту было перевезено более 3,9 млн тонн внешнеторговых грузов. 2,1 млн тонн из них - казахстанские экспортные грузы.
Сегодня, в связи с ситуацией в мире, на этот маршрут ориентируется и значительная часть грузопотока казахстанского экспорта – продукты нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.
Объемы перевозок по маршруту из года в год растут в разы. По итогам прошлого года грузооборот составил 700 тыс. тонн. А на этот год к нам заявляются 10,5 млн тонн грузов. И эти объемы нам нужно освоить. Поэтому страны-участницы форсируют развитие маршрута», – объяснил Генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов.
Буквально на днях Казахстан посетила официальная делегация Азербайджана. Участники встречи обсуждали возможности расширения пропускной способности ТМТМ, решение технических сложностей на высокогорном участке железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (Азербайджан принял решение дополнительно помочь Грузии финансами в строительство данного участка, сдерживающего использование магистрали в полную силу), а также использование логистических возможностей нефтяного терминала азербайджанской компании SOCAR в грузинском порту Кулеви.
Азербайджан на своей территории также ведет активное развитие маршрута, намерен сделать новое ответвление – Зангезурский коридор, который пройдет по югу Азербайджана через Армению с выходом на Турцию. Через 3-5 лет, при интенсивном строительстве, это направление даст ТМТМ значительное увеличение пропускной способности.
И самая свежая новость: 18 апреля запущен новый сервис в рамках ТМТМ – фидерное сообщение Поти-Констанца на Черном море, вместимостью 400 ДФЭ.
Казахстанские действующие сервисы - паромная переправа, которая связывает каспийские порты Курык (Казахстан) и Алят (Азербайджан) и фидерное сообщение между портами Баку и Актау, также получат дополнительное развитие.
По информации управляющего директора КТЖ Ерлана Койшыбаева, в этом году с двух до шести будет увеличено количество фидерных судов, для чего на Каспийском море открываются новые порты. Новая ветка фидерного сообщения свяжет Актауский морской северный терминал и порт Говсаны в Азербайджане.
Заявлено и о форсированном строительстве контейнерного хаба в порту Актау с привлечением ГЧП, с серьезными мощностями по накоплению и сортировке контейнеров. Под него выделено 19 га земли.
Также стало известно, что о своем интересе к участию в проекте ТМТМ в качестве ассоциированных членов сообщили несколько швейцарских логистических компаний.
Единый оператор в рамках СП
Следуя мировой тенденции, участники проекта делают ставку на развитие движения контейнерных поездов. В 2021 году по Транскаспийскому транспортному коридору их пропущено 122.
Регулярный мультимодальный транспортный сервис осуществляется по утвержденным комплексным тарифным ставкам. Участники проекта рассматривают и утверждают их на предстоящий фрахтовый год, после чего они становятся обязательными для исполнения всеми операторами перевозок», - рассказывает Гайдар Абдикеримов. - Однако хочу отметить, что на конкурентоспособности ТМТМ и росте экспортных грузоперевозок во многом сказалась инициатива АО «НК «КТЖ» предоставить благоприятные тарифные условия на перевозку через Казахстан грузов в контейнерах, а также нефтепродуктов, минеральных удобрений, металлов, продукции сельского хозяйства и ряда других грузов.
Еще один плюс данного международного маршрута для грузоперевозчиков – обеспечение оперативного диспетчерского управления. В рамках ТМТМ функционирует виртуальный диспетчерский центр, куда входят ответственные работники от железных дорог и логистических операторов перевозок Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, а также Исполнительного органа Международной Ассоциации ТМТМ. Участники центра ежедневно обмениваются информацией о передвижении и дислокации контейнерных поездов на маршруте ТМТМ и оперативно решают вопросы, возникающие в процессе перевозок, вплоть до ускорения транзитных таможенных процедур.
В конце марта в Алматы прошло очередное заседание экспертной рабочей группы по развитию данного международного транспортного коридора. В связи с резко выросшим спросом на грузоперевозки, участники Ассоциации приняли решение ускорить создание единого логистического оператора в рамках совместного предприятия.
Совместное предприятие Middle Corridor между Грузией, Азербайджаном, Турцией и Казахстаном, мы надеемся, официально заработает в начале или середине 2023 года. Одним из главных приоритетов нашего сотрудничества на ближайшее время является повышение конкурентного преимущества железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) в евроазиатских перевозках и увеличение пропускной способности этой линии. От того, как быстро удастся ликвидировать это «узкое место» зависит, насколько быстро маршрут выйдет на расчетный максимум грузоперевозок, - рассказал генеральный секретарь Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Гайдар Абдикеримов.
Единое управление транспортными потоками ускорит работу с грузами, упростит документооборот и максимально оптимизирует время движения контейнерных поездов по маршруту. В текущей мировой ситуации, своевременная доставка грузов – это уже не просто вопрос логистики, но и жизнеспособности предприятий, которые дают работу в том числе и сотням тысяч казахстанцев. Компания «Қазақстан темір жолы» делает все возможное для того, чтобы минимизировать бизнесу последствия разрыва традиционных маршрутов доставки и переход на новые, - говорит управляющий директор по логистике АО «НК «КТЖ» Ерлан Койшыбаев.
Дальнейшее развитие ТМТМ стало ключевой темой и встречи председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Нурлана Сауранбаева с главой ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавидом Гурбановым, которое состоялось 12 апреля в Нур-Султане. По итогам переговоров было подписано Соглашение о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных проектов.
Стоит отметить, максимальная реализация транзитного потенциала страны через интеграцию национальной транспортной системы в мировую транспортную сеть – такая задача, как первоочередная, поставлена перед транспортной отраслью Президентом страны.