Триллер, комедия, экшн – что посмотреть на выходных из казахстанского кино?
Интересные казахстанские киноленты последних лет.
Кинокритик Гульажар Машрапова рассказала Liter.kz о пяти казахстанских фильмах последних лет, на которые стоит обратить внимание. В этом списке каждый найдет что-то для себя – здесь есть и криминальная комедия, и триллер, и драма, и даже экшн-фильм. Читайте и берите на заметку, что посмотреть в праздничные выходные.
Если говорить о новейшем времени, последнем десятилетии, то, конечно, его можно охарактеризовать как расцвет для казахстанского кино. Имена таких мэтров, как Дарежан Омирбаев и Серик Апрымов, до сих пор активно работающих представителей "новой волны", а также более молодого поколения – таких, как Адильхан Ержанов, Фархат Шарипов, Ерлан Нурмухамбетов, Шарипа Уразбаева – это, что называется, household names на самых престижных мировых кинофестивалях сейчас.
Про достижения нашего авторского кино мы часто слышим в новостях, о нем много писали мы с коллегами. Однако в этот раз мне хотелось бы обратить внимание на жанровое кино. Более мейнстримное, предназначенное для широкого зрителя, оно иногда походя признается чем-то будто бы несерьезным и имеющим меньшую художественную ценность, с чем я совсем не согласна. Разумеется, кино жанровое отличается от авторской драмы (хотя в последнее время мы видим все большее сращение того и другого), однако вполне себе самодостаточно и имеет свое собственное право на существование в рамках избранного жанра и его стилистики. Есть несколько таких наших фильмов последних лет, которые кажутся мне интересными. О них и расскажу.
"Районы", 2016.
Криминальная драма от Акана Сатаева, которому, в принципе, жанровые фильмы удаются намного лучше, нежели, например, исторические блокбастеры. В свое время картина вызвала смешанные отзывы, однако, на мой взгляд, это весьма удачная и стильная работа от мэтра нашего мэйнстримного кино. Сама тема фильма – Алма-Ата в поздние 80-е, околокриминальные "районовские движения" того периода – раскрыта здесь довольно интересно. Очень удачно воссоздана сама ментальная и материальная атмосфера той эпохи – надо отдать должное и режиссеру, и работе художественного департамента. Добавить к интересному сюжету креативную операторскую работу в стиле Эммануэля Любецки плюс неплохие актерские работы – и мы имеем по-настоящему хороший жанровый фильм.
"Шестой пост", 2018.
Экшн от режиссера Серикбола Утепбергенова, основанный на реальных событиях. Сама по себе тема фильма – массовый побег заключенных из колонии строгого режима и погоня за беглецами – кажется такой очень голливудской. Однако, как мы видим в картине, эту историю из жизни у Утепбергенова получилось снять одновременно и реалистично, и в то же время сама подача ее – с ее динамикой, интересными конфликтами и эффектным злодеем – выглядит такой универсальной, налицо влияние (в хорошем смысле) западного стиля. И вот эта интеграция местного материала и универсальной подачи, плюс удачные экшн-сцены и общий драйв – то, что делает "Шестой пост" такой интересной картиной в данном жанре.
"Зеркала", 2019.
Криминальная драма от Рашида Сулейменова. В сравнении с предыдущей работой режиссера, нашумевшим фильмом "Когда ангелы спят" 2018 года, релиз "Зеркал" прошел тише. Тем не менее это, бесспорно, фильм, достойный внимания: динамичный, с крепким сюжетом и визуально качественно сделанный. Сулейменов в целом обладает неким таким нервом, позволяющим ему очень точно улавливать и практически моментально реагировать на какие-то острые, наболевшие проблемы нашего общества. Если в "Ангелах" это была "усеновщина", виктимблейминг и еще многие актуальные социальные нарывы, то "Зеркала" с их темой молодых приезжих ребят в Алматы, попавших в мир системного криминала – также стали очень актуальными во многих смыслах. Здесь и социальная незащищенность определенных слоев, безработица, стремление к легким деньгам. К тому же нельзя не заметить, как повлияла на картину трагическая гибель фигуриста Дениса Тена, также ставшая результатом подобной криминальной схемы.
"Три", 2020.
Триллер от режиссера Руслана Пака, рассказывающий историю поимки маньяка-каннибала в Советском Казахстане в конце 70-х. В основу фильма легла реальная история задержания маньяка Николая Джумагалиева. Собственно, сам этот фильм, надо сказать, далеко не идеален: хочется ему попенять за довольно сумбурный сценарий, некоторых невнятных персонажей и общую неровность. Однако, что делает этот фильм интересным, так это то, что это, кажется, первый полнометражный фильм в нашем кино, посвященный подобной тематике. И, как показывает множество картин о маньяках, снятых в мире, – такое кино всегда вроде бы да, о серийном убийце, но на самом деле не о нем. Маньяк всегда служит некоей лакмусовой бумажкой, проявляющей самые острые и актуальные проблемы той страны, эпохи, общества, в которых он возник. Будь то расизм, мизогиния, коррупция, и множество других социально-политических явлений. Сам по себе любой маньяк – это всегда тотальная черная пустота, абсолютное Зло и абсолютное Ничто, как персонаж он не особо интересен. Но фильмы о маньяках часто становятся срезами своего времени – и в этом смысле фильм “Три” – довольно интересная попытка.
"Должник", 2022.
Одним из самых свежих приятных открытий в нашем жанровом кино для меня стала эта криминальная комедия от режиссера Расула Шарафеддинова. В целом картин, испытавших на себе влияние стиля Квентина Тарантино и Гая Ричи, было снято во всем мире много – но разной степени удачности. У нас они тоже снимались, и работа Шарафеддинова (несомненно, удачный образчик) выглядит пока что наиболее интересным нашим фильмом в таком духе. При этом, при всех с любовью сделанных оммажах британскому и американскому кино, фильм не выглядит просто чужеродной калькой. Тематически "Должник" затрагивает именно наши, казахстанские, актуальные социальные реалии и наболевшие проблемы. У фильма хороший сценарий и актерский состав, хороший юмор, неплохо сделана лента и визуально. В общем и целом это такое наше жанровое кино, за которое не стыдно и которое интересно смотреть.