Целители и емши: почему казахстанцы до сих пор доверяют древним практикам
Интервью с социологом о том, в чем сила казахстанских емши и почему к ним продолжают идти.

В Казахстане, где современная медицина шагает в ногу с мировыми стандартами, все еще остаются люди, которые ищут помощи не в поликлиниках, а у емши – народных целителей. Кто-то приходит к ним по совету родных, кто-то – в отчаянии, а кто-то – из глубокой веры в силу предков.
Liter.kz рассказывает, почему казахстанцы до сих пор доверяют этим практикам и какую роль емши играют в жизни общества.
Традиции, передающиеся через поколения
Слово емши у многих вызывает ассоциации с чем-то древним, почти мистическим. Эти люди долгое время считались носителями сакральных знаний о лечении, энергии и природе. Их ремесло – не только снятие боли, но и восстановление душевного равновесия, очищение от "дурной энергии", приведение тела и духа в гармонию. Обычно емши – это не просто "бабушки-знахарки", а уважаемые личности в своих аулах, которых уважают даже те, кто скептически относится к нетрадиционной медицине. Их знания, как правило, не записаны в книгах, а передаются устно – от учителя к ученику, от матери к дочери.
Опасения и критика
Тем не менее отношение к емши неоднозначное. Врачи и ученые предупреждают: не каждый, кто называет себя целителем, действительно им является. Бывали случаи, когда люди теряли здоровье или даже жизнь из-за того, что вовремя не обратились за медицинской помощью. В Казахстане нет строгого регулирования деятельности емши. Некоторые из них помогают, другие – пользуются доверием и страданиями ради наживы. Поэтому, обращаясь к таким практикам, важно сохранять трезвый ум и не пренебрегать официальной медициной. Например, весной этого года емши из Актобе осудили за мошенничество, женщина оформила на своих клиентов кредиты на сумму в 406 млн тенге.
Когда современная медицина не помогает
Почему же, несмотря на наличие высокотехнологичных клиник и квалифицированных врачей, казахстанцы продолжают обращаться к емши? Одна из причин – глубокая вера в духовные практики. Многие считают, что болезни могут иметь не только физическую, но и энергетическую природу. Люди идут к емши, когда врачи разводят руками или когда болезнь кажется "необычной" – внезапной, непонятной, без видимых причин. Кроме того, емши воспринимаются как хранители национальной идентичности, а их лечение – как возвращение к корням. Асем Кусманова – старший преподаватель и PhD‑кандидат по социологии в Astana IT University. Она рассказала о том, почему, несмотря на развитие доказательной медицины, казахстанцы не спешат отказываться от емши. Для одних это многовековые традиции, а для других – способ познать и вылечиться от болезни.
Фото: instagram.com/assem.kusmanova
"Одна из базовых потребностей человека – потребность в объяснении. К примеру, мы хотим знать, почему у нас болит голова, почему дети не слушаются, почему хлеб не пропекся и т.д. Понимание причин помогает нам ощущать контроль над жизнью и средой обитания, а контроль – ключ к выживанию. Чтобы получить ответы на возникающие вопросы, мы используем разные способы: наблюдаем (в том числе за собой), советуемся с близкими, спрашиваем старших, читаем газеты, книги, смотрим СМИ. Все это – методы познания неизвестного. Особенно остро эта потребность появляется, когда речь идет о здоровье. В этих случаях мы применяем те же методы – наблюдаем за своим состоянием, вспоминаем, было ли что-то похожее в прошлом и в каких случаях наступило выздоровление, спрашиваем у родных и друзей, не сталкивались ли они с похожим случаем, вспоминаем, что в ютубе смотрели передачу и там как раз обсуждали этот кейс",– рассказывает социолог.
Емши остаются актуальными сегодня, несмотря на развитие доказательной медицины (докмед) – самой эффективной, но пока еще молодой практики. Докмед требует времени, ресурсов и множества клинических исследований, чтобы дать ответы на все нюансы здоровья человека. Но людям нужно лечение здесь и сейчас, а не после серии экспериментов на мышах и приматах. Поэтому многие обращаются к целителям. Асем Кусманова выделила два ключевых фактора причин.
"Во-первых, ритуальные практики лечения существуют тысячелетиями. Наши предки поколениями обращались к знахарям, и это глубоко укоренено в коллективной памяти. А новое – особенно в вопросах здоровья – не всегда вызывает доверие. Во-вторых, эффект плацебо. Если человек верит в силу обряда или амулета, велика вероятность улучшения. Это феномен "самоисполняющегося пророчества", когда вера в результат влияет на поведение и в итоге приводит к выздоровлению. Целитель в этом случае – не просто посредник, а катализатор позитивных изменений. Главное – чтобы это доверие не становилось инструментом манипуляции", – отметила социолог.
Права емши в Казахстане
В Казахстане до сих пор нет правового регулирования нетрадиционной медицины: нет отдельного закона, определяющего их статус, обязанности или стандарты. Лицензия от Министерства здравоохранения не требуется, поскольку емши не признаются медицинскими работниками. Ответственность за вред здоровью четко не прописана – возможны санкции по общим статьям Уголовного или Гражданского кодекса, например, за мошенничество. Государственный контроль за качеством их услуг отсутствует. Емши работают в правовом вакууме: без разрешений и стандартов, но часто воспринимаются как часть культурной традиции, особенно в сельских районах, где пользуются доверием.
Емши – это явление, которое продолжает жить и развиваться. Для одних они – последняя надежда, для других – часть культуры и духовной жизни. Как бы то ни было, они остаются важной частью казахстанской реальности, где традиции и наука идут бок о бок, а вера в исцеление – не всегда измеряется рецептами и анализами.