Зачем нужен специальный закон?
В Карагандинской области были выявлены факты, когда надбавка на социально значимые продовольственные товары вместо положенных 15% составляла все 100%. Такие нарушения были выявлены в организациях образования, сообщили в территориальном департаменте экономических расследований, передает Liter.kz.
Цены растут, и за ними пытаются угнаться не только рядовые казахстанцы, но и чиновники. Правда, если обычным потребителям приходится возмущаться при виде новых ценников и вздыхать, поглядывая на “тощие” кошельки, то чиновники пытаются удержать стоимость хотя бы продуктов первой необходимости. Но даже эти продукты предприниматели нередко стараются продать подороже.
В департаменте торговли и защиты прав потребителей Карагандинской области сразу же подчеркнули, что цены на товары, за исключением продуктов питания первой необходимости и повседневного спроса, предприниматели определяют самостоятельно. Однако бывают факты, когда торговцы умудряются продать по завышенной цене продукты из списка, включающего в себя 19 наименований продовольствия – от муки первого сорта и хлеба с макаронами до сливочного масла, мяса, яиц и творога.
“Только с начала этого года в сфере регулирования торговой надбавки рассмотрено 53 административных материала, из них 31 предприниматель привлечен к административной ответственности. Шесть из них выплатили штрафы, остальные получили предупреждения. Еще 10 материалов находятся в работе, в остальных фактах нарушений не выявлено. Что касается штрафов, то в первый раз нарушители оплачивают сумму в размере 10 МРП, в случае повторных нарушений штраф повышается до 300 МРП”, – рассказал во время брифинга главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей Мадияр Тулкубаев.
К борьбе с завышенными ценами на социально значимые продукты питания присоединились и сотрудники департамента экономических расследований по Карагандинской области.
“Как показал анализ, при объявлении конкурсов на поставку продуктов питания заказчики, которыми являются руководители образовательных и социальных учреждений, заявляют сразу же повышенные цены. В результате стоимость продовольствия завышается до 100% и выше вместо положенных 15%. Так, например, школами имени Нурмакова и № 22, а также Олимпийского резерва сахар, картофель и виды крупы приобретались по завышенной цене. По данному вопросу мы уже обратились в акимат области и Агентство по финансовому мониторингу”, – сообщил руководитель отдела аналитических разработок департамента экономических расследований по Карагандинской области Владислав Ли.
В то же время, как сообщил старший оперуполномоченный ДЭР Консыбек Ахметов, государство поэтапно отходит от практики вмешательства в процесс ценообразования на продовольствие. По информации Министерства торговли и интеграции, в 2024 году отказ от возможности установления местными исполнительными органами предельных цен будет реализован по девяти наименованиям товаров отечественного производства – это соль, мука, рожки, гречневая крупа, рис, хлеб, молоко, картофель, яйцо. В 2025 году откажутся от пороговых цен по оставшимся 10 наименованиям – морковь, лук, капуста, подсолнечное и сливочное масло, говядина, куриное мясо, кефир, творог и сахар.
“Следовательно, в условиях полного невмешательства местных акиматов в процесс сдерживания цен единственным рычагом государственного контроля за реализацией социально значимых продовольственных товаров будут служить меры административного воздействия за превышение 15% размера торговой надбавки, и для эффективной работы уполномоченных государственных органов необходима четкая законодательная база”, – заявил Конысбек Ахметов.
Таким образом, административное законодательство, предусматривающее ответственность за превышение торговой надбавки на СЗПТ, необходимо пересмотреть, считают представители департамента экономических расследований. В первую очередь потому, что некоторые статьи законодательства не отвечают ни реалиям времени, ни принципам справедливости и соразмерности. А наказание спекулянтов в виде предупреждения слишком уж лояльно для них.
“В прошлом году предупреждение к нарушителям закона было применено в 70% случаях, хотя очевидно, что сама по себе такая мера наказания не несет какого-либо профилактического воздействия и служит условием к совершению новых нарушений. Поэтому, на наш взгляд, назрела необходимость в четкой регламентации механизмов государственного регулирования цен на социальные товары в специальном законе, в котором могли бы найти отражение отраслевые нормативно-правовые акты в сфере продовольственной безопасности”, – отмечает Конысбек Ахметов.
Действующий Закон “О регулировании торговой деятельности” не ориентирован напрямую на рынок продуктов первой необходимости. Более того, он не содержит даже перечень социально значимого продовольствия. А нерегламентированный механизм реализации СЗПТ во время тендеров на практике приводит к произвольному трактованию законодательства.
Таким образом, в связи с предстоящим отказом от вмешательства государства в процесс ценообразования, по мнению представителей департамента экономических расследований, необходим специальный закон. В противном случае спекулянты свою “маржу” не упустят.
Между тем в других странах давно действуют законы о продовольственной безопасности.
Самал Ахметова