Центры академического превосходства создадут в региональных вузах Казахстана
Такое поручение дал президент.
Касым-Жомарт Токаев поручил уделить особое внимание развитию университетской науки и научной инфраструктуры, передает Liter.kz со ссылкой на Акорду.
Об этом сказал президент на заседании Национального совета по науке. По его словам, дефицит кадров в университетах отрицательно влияет на уровень научных исследований. Уровень цитирования трудов ученых вузов крайне низок, не превышает и одного балла из ста возможных.
Слабой стороной наших вузов является низкое качество научных исследований, считает глава государства. Отдельные учебные заведения не имеют постоянных связей с производственными предприятиями, есть даже вузы, у которых такие связи и вовсе отсутствуют. Большинство из них применяют неэффективные и устаревшие подходы в работе.
Развитие высшего образования в стране сдерживает и ветхая инфраструктура. Здания государственных вузов устарели. Большинство из них были построены более полувека назад, а самый новый, Актюбинский государственный университет, был возведен в 1982 году. В этой связи по моему поручению будут построены новые кампусы для Казахского национального университета имени аль-Фараби и Евразийского национального университета имени Гумилева, — сказал президент.
Он отметил, что существует серьезный региональный дисбаланс в распределении вузов. Большинство сильных университетов расположены в Астане и Алматы. Это приводит к перекошенной внутренней миграции и кадровому дефициту в регионах.
Для обеспечения целостного развития науки и высшего образования ранее мною было поручено создать Центры академического превосходства на базе 15 региональных и пяти педагогических вузов. Правительству нужно развивать исследовательскую компоненту вузов и через программно-целевое финансирование поэтапно реализовать данный проект. Подобные центры успешно функционируют во многих странах, в которых научные инновации и экспорт образовательных услуг занимают весомую долю в структуре экономики, — рассказал глава государства.
Опыт развитых государств показывает, что научный потенциал региональных университетов способны усилить молодые ученые. Поэтому, считает он, необходимы действенные механизмы, которые будут стимулировать их трудиться и проводить исследования в региональных вузах.
Также президент поручил пересмотреть содержание образовательных программ средней школы и вузов с упором на широкое изучение возможностей искусственного интеллекта.