Менять тарифы на интернет, не спрашивая людей, - порочная практика, которая присуща только Казахстану. Об этом корреспонденту Liter.kz заявил президент ОЮЛ «Интернет Ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров.
По его словам, цены на интернет в целом по стране в период карантина особо не увеличились, однако до сих пор остается нерешенным один давно набивший оскомину вопрос.
«В Казахстане, к сожалению, в любой момент оператор может вдруг решить поменять людям тариф на более дорогой и сделать это без препятствий. Человеку просто говорят, вы платили 2 500 тенге, а теперь будете платить 3 000 тенге, и все. Вам просто пришлют уведомление об этом. Хочешь - бери, не хочешь - не бери», - возмутился он.
При этом пользователь остается абсолютно беззащитным к такому поведению операторов связи.
Хотя во всем мире, по словам Сабирова, принята практика, что люди пользуются тарифом столько, сколько считают нужным. То есть, если у человека один и тот же тариф уже 10 лет, и ни у кого в городе уже такого не осталось, то он все равно сохраняется за ним, пока абонент сам не захочет сменить его.
А в нашей стране распространилась опасная и порочная практика оставлять все на усмотрение операторов, считает глава ассоциации.
«Я думаю, что сегодня в стране практически нет пользователей, которые бы не сталкивались с этой проблемой. Если брать тех, кто пользуется интернетом хотя бы последние пять лет», - отметил он.
В этой ситуации максимум, что может сделать пользователь, это прыгать от одного оператора к другому. Но это всегда будет лишь временным решением.
Как считает Сабиров, здесь может помочь только Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, если проявит свою волю и выпустит постановление, что без разрешения пользователя нельзя менять ему тарифный план на интернет - как и принято во всем мире.
Ведомству также следует посмотреть, как этот момент отражен в законе, подсказал глава ассоциации, и если там есть какие-то пробелы, то внести поправки в документ.
«Именно министерство по цифровизации должно стоять на страже интересов простых пользователей. И если оно нас не защитит, то уже никто не защитит», - уверен Шавкат Сабиров.
Антимонопольный орган должен следить, чтобы не было сговора по стоимости услуги.
К слову, сейчас большая часть услуг, в том числе по передаче данных, принадлежит нацоператору «Казахтелеком». По оценкам Сабирова, это около 80% рынка, а, может, и больше. На самом деле в этом ничего плохого нет, уверен он, ведь и одна частная компания не стала бы прокладывать столько сетей за свой счет, так как это экономически не выгодно. Это может сделать только госкомпания, чтобы обеспечить все население связью.
В Агентстве по защите и развитию конкуренции, в свою очередь, отвечая на вопросы Liter.kz, сообщили, что операторы самостоятельно решают, какие тарифы на услуги связи устанавливать. И здесь не требуется согласие антимонопольного органа.
«Сегодня агентством рассматривается ряд жалоб от абонентов Beeline - касательно законности повышения оператором цен на услуги сотовой связи по конкретным тарифным планам. Обращения, связанные с повышением цен на услуги связи другими операторами, в агентство не поступали. В связи с чем, по результатам получения необходимой информации, действия ТОО «КаР-Тел» (Билайн), выразившиеся в повышении цен на конкретные тарифные планы, будут рассмотрены на предмет соответствия законодательству РК в области защиты конкуренции», - сообщили в ведомстве.
В Beeline на вопросы редакции ответили, что при запуске новых тарифов фиксированного интернета (услуга «Интернет дома») у клиентов всегда есть выбор — остаться на своем привычном тарифе или перейти на новый.
«Абонплата зависит от множества причин: меняются рынок, нагрузка сети и стоимость обслуживания техники. За последний год использование домашнего интернета выросло в несколько раз - как в часах, так и в объемах потребляемого трафика. Это серьезно увеличило нагрузку на сеть, следствие - затраты на обновление и содержание оборудования», - отметили в компании.
Однако оператор связи подчеркнул, что новая стоимость тарифов не превышает общую рыночную цену.
9 июня 2021 года сообщалось, почему у казахстанцев плохо работает интернет - подробнее об этом читайте здесь.