Приложение призвано облегчить жизнь водителям.
С 1 января текущего года казахстанские водители при мелких ДТП могут самостоятельно их зафиксировать через приложение “Европротокол” и подать заявку на возмещение материального ущерба в страховые компании. Об удобствах нововведения и подводных камнях – в материале Liter.kz.
До введения “Европротокола” автолюбители должны были вызвать полицию на место ДТП, зафиксировать все детали и затем пройти долгую процедуру получения страховых выплат. Если водители решали не звонить на 102, а полюбовно договориться на месте, то возникало множество рисков. К примеру, сторона, виновная в ДТП, могла отказаться от выплаты ущерба. Доказать обратное можно было только через суд.
Сейчас казахстанцам предлагают оформить ДТП по “Европротоколу”. Но это возможно только при соблюдении ряда условий:
1) в ДТП участвуют только два транспортных средства;
2) у водителей должна быть действующая страховка и отсутствие разногласий по поводу того, кто является виновником, а кто пострадавшим;
3) в результате аварии не причинен вред здоровью, а сумма ущерба для автотранспорта не превышает 100 МРП, что составляет 369 тысяч тенге.
Для этого нужно скачать приложение, зарегистрироваться, вложить фото и видеоматериалы происшествия.
Также участники ДТП могут обратиться к ближайшим нарядам полиции, которые помогут в использовании приложения.
В МВД отмечают, что водителям не придется ждать полицию в пробках, а также сокращаются сроки страховых выплат до пяти дней за счет исключения административных и судебных процедур. И самое приятное – водители не будут привлечены к административной ответственности. Сейчас за нарушение ПДД водитель платит штраф в размере 20 МРП (73 840 тенге) или лишается прав до шести месяцев.
Руководитель независимого оценочного центра Auto Expert, член Палаты юридических консультантов Костанайской области “Заңгер” Арман Божатов считает, что “Европротокол” ввели из-за роста ДТП, а также мировой практикой упрощенного порядка оформления аварий и страхового случая.
Эксперт уточнил, что в упрощенном порядке предусматривается также:
- отсутствие пострадавших;
- оба водителя согласны с обстоятельствами происшествия;
- оба водителя на момент ДТП имеют действующие полисы (ОСГПО);
- пострадали только автомобили;
- обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений автомобилей, а также вина одного из участников аварии не вызывают разногласий у обоих водителей и фиксируются в декларации;
- оба участника согласны с размером страховой выплаты – 100 МРП.
Скрин приложения “Европротокол”
Но необходимо помнить, под условия упрощенного порядка не подпадают бесконтактные ДТП – когда виновник создал помеху, спровоцировал ДТП, но как такового касания с его автомобилем не было, либо повреждено имущество третьих лиц, в этом случае необходим вызов сотрудников полиции, – пояснил Арман Божатов.
В том числе необходимо помнить, что ущерб на месте ДТП определяют сами его участники. Если порог лимита будет превышен, то страховщик выплачивать ее не будет, что установлено пунктом 7 статьи 22-2 закона.
Введение упрощенного порядка, безусловно, услуга удобная, но здесь возможна и мошенническая деятельность среди недобросовестных граждан. К примеру, два водителя старых автомобилей договариваются столкнуться и получить выплаты, хотя сами машины доживают уже свой век. Либо ДТП уже ранее было (допустим, водитель сам куда-либо въехал), а чтобы получить выплату, сделает инсценировку. Мошенников и сейчас хватает, а будет еще больше. Учитывая “подозрительность” страховых компаний, каждое ДТП будет рассмотрено пристально, и они сами осмотрят каждое транспортное средство, что может привести к затягиванию сроков и неполучению “быстрых” страховых выплат. Профильным организациям (МВД, страховые компании) необходима широкая разъяснительная работа среди населения, – считает юрист.
Журналист Liter.kz попыталась протестировать приложение. В Google Play значок приложения синий со схематичным изображением двух автомобилей, попавших в ДТП.
Регистрация заняла не больше минуты, не потребовалось переходить на личную почту или подтверждать личность с помощью фотографии.
Скрин приложения “Европротокол”
После регистрации необходимо указать госномер своего автомобиля и обстоятельства ДТП. Для этого предлагается выбрать один пункт из выпадающего списка. Среди них “Двигался на стоянке”, “Двигался на перекрестке”, “Обгонял ТС” и т. д. Всего 22 обстоятельства, а также пункт “Иное”.
Однако после заполнения данных пунктов, в приложении появилось уведомление, что автомобиль не имеет обязательной страховки, а эта информация не соответствует действительности. Такая же проблема есть и у других пользователей.
Между тем за первые дни нового года казахстанцы уже воспользовались нововведением. По данным Первого кредитного бюро, с 1 января текущего года поступило 1 099 заявлений на регистрацию ДТП онлайн по “Европротоколу”. Из них шесть заявлений были зарегистрированы, то есть оба участника поставили свои подписи.
Согласно информации, около 60% поступивших заявлений были по разным причинам отклонены самими пользователями, в том числе потому, что люди только знакомились с сервисом.
Кроме того, на момент сбора данных 385 заявлений были в процессе заполнения, 33 ожидали подписи первого участника, еще 12 – второго.
На данный момент автолюбители видят только плюсы введения европротокола. Но в странах, где европротокол действует уже несколько лет, все еще возникают споры между участниками ДТП. Поэтому все преимущества и недостатки станут ясны позже на практике.