Все чаще публичные лица призывают к мужской полигамии.
Тема многоженства не первый год периодически взрывает новостное пространство Казахстана. Недавно абаевед Омар Жалел призвал мужчин брать несколько жен. Хотя де-юре все однозначно – в нашей стране признается только официально зарегистрированный брак в органах РАГС. Понятий “фактический”, “гражданский” брак не существует. Также не имеет юридической силы обряд в мечети “неке қию” и венчание. Де-факто, древнее понятие “токал” как второй неофициальной жены существует и в настоящее время. Только если в старину это была вторая по значению, но официально признаваемая обществом супруга, то сейчас это трофейная девушка, которая придает статус мужчине. Почему не утихает полигамная повестка в Казахстане, читайте в материале Liter.kz.
С ростом религиозных настроений в нашем обществе у людей чаще возникают опасения, когда тема многоженства всплывает в информпространстве. Так как в нашей стране проживают преимущественно мусульмане, а в исламе по Шариату разрешено брать до четырех жен.
Упоминание ислама не случайно. К примеру, ежегодно в сентябре представители сферы образования и сам президент вынуждены пояснять, что школа – это светское учреждение, поэтому в религиозной одежде детям приходить нельзя.
Сейчас многоженство на государственном уровне разрешено в таких странах, как ОАЭ, Сирия, Афганистан, Египет, Саудовская Аравия, Алжир, Пакистан, Демократическая Республика Конго, Мьянма, Нигерия, Бруней, Сенегал, Гвинея, Танзания, Бутан.
Казахстан также мог войти в это число. Депутаты рассматривали эту возможность в 2007, 2008-м годах. В 2011 году кандидат в президенты Амантай Асылбек заявлял, что легализация многоженства – это одна из позиций его предвыборной кампании.
За легализацию полигамии для мужчин выступают и некоторые публичные лица в Казахстане. Так, недавно ньюсмейкером стал абаевед Омар Жалел, который призвал мужчин заводить по несколько жен ради увеличения числа казахов. Общественный деятель Тогжан Кожалиева в одном из шоу на YouTube признавалась, что была согласна на вторую женщину для ее супруга.
Сторонники полигамии, к примеру певец Саят Медеуов, приводят благую цель. По их словам, в Казахстане больше женщин, чем мужчин. Поэтому всем мужей не хватит. Полигамия могла бы решить эту проблему – женщина будет находиться в законном браке, родит детей. Действительно, согласно данным Бюро национальной статистики, женщин на 468,1 тыс. больше, чем мужчин. Их численность составляет 10,1 млн человек, мужчин – 9,7 млн. Много это или мало – перевес на полмиллиона женщин – вопрос, наверное, субъективный.
Любопытно, что в арабских странах мужчин, наоборот, больше, чем женщин. В ОАЭ мужчин в 2,6 раз больше, чем женщин. В Катаре на 700 женщин приходится 170 мужчин. В Саудовской Аравии мужчин на четыре миллиона больше женщин. И тем не менее в этих странах действует многоженство. Действительно ли дело в преобладающем количестве женщин над мужчинами в нашей стране? Судя по другим странам, это очень спорный вопрос.
Здесь немаловажно учитывать и доход мужчины, которому по канонам ислама необходимо в равной степени обеспечивать обеих жен. Отметим, Бюро приводит данные, что в 2023 году среднеарифметическое значение номинальной зарплаты составляет 365 502 тенге. Таких денег явно недостаточно для содержания более одной семьи.
Мы спросили у религиоведов и общественников о возможной легализации полигамии в Казахстане.
Первый шаг к теократическому режиму
Сторонники многоженства в качестве аргумента в свою пользу в первую очередь приводят религиозные догмы ислама. Однако религиовед, заместитель директора ОФ JAŃA SANA Замир Тулешов напомнил, что Казахстан – светское государство, которое официально отделено от религии, а это означает, что решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. То есть никто не может ссылаться на какие-либо религии в законотворчестве.
Замир Тулешов. Фото из личного архива
Если сторонники легализации ссылаются на то, что в некоторых мусульманских странах практикуется женитьба на четырех женах, потом кто-то захочет большего и будет ссылаться на христианина Зиона Чана из Индии, у которого было 38 жен. И в противовес обязательно появятся те, кто, аргументируя, что в Непале, Тибете и Меланезии практикуется многомужество, будут требовать легализацию, ссылаясь на буддизм или какие-либо другие религии, – говорит Замир Тулешов.
По его словам, чтобы государство не попало в эту воронку, такие древние ученые, как Эпикур, Марк Аврелий и Ибн Рушд, разработали концепцию, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий.
Что касается “Права человека на свободу мысли, совести и религии”, то оно защищает людей, а не какие-либо религии или убеждения. Это право защищает точно так же и атеистов, апатеистов, гуманистов, пацифистов, светских и нерелигиозных людей от агрессивной пропаганды и навязывания им какой бы то ни было религии или убеждения. Поэтому легализация многоженства будет означать первый шаг к теократическому режиму. Уж не говоря про гендерное неравенство, дискриминацию, ментальные и другие проблемы, – отметил религиовед.
Адат не равен шариату
Не на стороне многоженства и исследователь казахской мифологии, писатель, кандидат философских наук Зира Наурызбай. Она отмечает, что казахское традиционное многоженство и многоженство по шариату – это разные вещи. Этому есть ряд подтверждений.
Зира Наурызбай. Фото из личного архива
С древнетюркских времен у казахов жены были неравны. Байбише – главная, а токал – подчиненная. Само слово “тоқал”, кроме основного значения “вторая”, также переводится как “комолая”. То есть это безрогая самка животного, например, корова, коза. В традиционной культуре рога символизируют счастье, удачу. К примеру, луна имеет рога, и солнце в петроглифах обозначали рогатые животные. Таким образом, токал словно заведомо уже была лишена счастья, удачи, небесного благословения, – рассказывает Зира Наурызбай.
И хотя дети, рожденные от байбише и токал, имели равные права, существовали выражения, которые говорят о неравном происхождении. Так, в случае несправедливого отношения человек может спросить: “Тоқалдан туғанбыз ба?” (“Мы что, рождены от токал?”). По словам культуролога, уже само существование данного выражения означает, что статус детей от второй жены был ниже.
Абай Кунанбаев был сыном токал. Но благодаря своим достоинствам уже в детстве имел определенный авторитет. И тем не менее его племянник Шакарим Кудайбердыулы в одном из писем иронично пишет о нем “Наш рожденный от токал аға”, – приводит данные культуролог.
Несколько жен казахи могли иметь согласно обычаю аменгерства, или левирата. Согласно своду традиционных законов Адат, женщина выходила замуж не столько за мужчину, сколько за весь его род. После его смерти она могла уйти, только оставив родне мужа своих детей и даже приданое. Поэтому большинство женщин оставались в семье. Чтобы обеспечить им защиту, а детям отца, женщина выходила замуж за одного из братьев мужа.
В тревожное военное время многоженство среди казахов оправдывалось тем, что чем больше наследников и защитников имел мужчина, тем выше был его статус и тем спокойнее он себя чувствовал. В древности сыновей, рожденных от байбише называли ұл (огул) и считали их полноценными наследниками. Они жили рядом с отцом. Сыновья, рожденные от тоқал, называли ұлан (оглан). Из них составляли военные отряды и направляли защищать границы. Они были ударной военной силой.
По словам Зиры Наурызбай, по шариату жены и их дети имеют равные права. Мужчина должен справедливо относиться ко всем, равноценно обеспечить их материально и уделять каждой свое внимание, в том числе и сексуальное. Если он не уверен, что сможет быть справедлив, то лучше ограничиться одной женой.
На самом деле очень сложно одинаково относиться ко всем. Кто-то всегда будет чувствовать себя обделенной. Ислам возник в шестом веке нашей эры. В то время богатые и влиятельные люди имели очень много жен. Ислам призвал ограничиться четырьмя женами. Если бы пророк проповедовал моногамию, то у него не было бы последователей, кроме бедных мужчин. Он учитывал контекст времени, – поясняет Зира Наурызбай.
Писатель считает, что в настоящее время сторонники многоженства взяли из религии лишь выгодный момент, оставив за скобками ненужное.
Те, кто ратует за легализацию многоженства, любят приводить довод, что по статистике мужчин меньше чем женщин. И полигамия дает шанс каждой женщине быть замужней, родить детей в законном браке. На самом деле биологически мальчиков рождается больше, чем девочек. В возрасте 20-35 лет соотношение уравнивается. И ближе к 60-70 годам женщин становится больше. Но к этому времени 60-летние мужчины вряд ли хотят брать в жены своих ровесниц, вдов. Им хочется жениться на молодых девушках, которые, в свою очередь, сейчас также ориентированы на создание семьи с уже состоятельным человеком. Ровесники, которые только начинают свой путь, интересуют их меньше. У молодых парней становится меньше шансов найти себе ровесницу, что может повлечь неприятные последствия, – отметила культуролог.
По мнению Зиры Наурызбай, разрешение многоженства на законодательном уровне не повлияет на демографический рост населения. Так как обычно у вторых жен рождается всего один-два ребенка. А будь они замужем за ровесником, то возможно в браке появилось бы уже по три-четыре наследника.
Проблема – в голове
По мнению семейного психолога Ирины Юсуповой, вопрос появления второй женщины возникает в семьях, где мужчина является основным добытчиком. По мере роста благосостояния, власти и влияния возникает идея обладания второй женой.
Ирина Юсупова. Фото из личного архива
Многоженство становится повальной эпидемией, особенно в Астане. Именно из столицы ко мне обращается большинство клиенток. Здесь целый клубок проблем – финансовая и любовная зависимость, низкая самооценка, страх потери отношений. Законные жены оказываются перед выбором без выбора – согласиться с предложением мужа и остаться при материальных благах (дом в Турции, дорогая машина из автосалона) или уйти ни с чем. Вдобавок, они слышат угрозы, что детей им никто не отдаст, – рассказывает Ирина Юсупова.
Психолог утверждает, что женщина также вынуждена согласиться с выбором мужа, так как ей стыдно перед окружающими. Как правило, когда мужчина решает обзавестись “гаремом”, у женщины дети уже школьники или сами создают семьи. Поэтому она испытывает тот самый “ұят” перед родственниками, родителями одноклассников детей, будущими сватами.
Женщина, которая соглашается быть на вторых ролях, также преследует материальные цели.
Давно на приеме была девушка, которая получила в подарок дорогой автомобиль после того, как мужчина ушел в запой, а потом вернулся к жене. Таким образом, он загладил свою вину, что жил недолгое время вместе с законной супругой. Но там женщина была типичная зависимая. У нее родители были алкоголики, она другой картины не видела в жизни. Для нее было важно, чтобы ее любили, так как недолюбили в детстве. И неважно, с кем еще она делит эту любовь, – говорит Ирина Юсупова.
У разбитого корыта
Юрист по семейным делам Оксана Девяшина отметила, что юридического понятия "фактический брак" в РК нет. Закон не регулирует и не рассматривает такие иски. В правовом поле рассматривается только брак, зарегистрированный в органах РАГС, и только такой брак признается государством.
Оксана Девяшина. Фото: Voxpopuli.kz
Ни для кого не секрет, что в Казахстане запрещено многоженство. Возможен лишь официально зарегистрированный брак. Если мужчина хочет защитить интересы ребенка, рожденного от женщины, с которой он не состоит в браке, то единственный выход – признать отцовство. Для этого родители совместно обращаются в органы РАГС с заявлением об усыновлении, – объяснила юрист.
Официальное отцовство – шанс для матери взыскать алименты с отца, если он перестанет материально помогать в содержании ребенка. Если мужчина не желает признавать отцовство, то процедура проходит в судебном порядке – от переговоров до анализа ДНК.
Если на момент смерти отца ребенок не достиг совершеннолетия, то он вправе претендовать на долю в наследстве посредством обращения законного представителя за ее выделом (и получить ее). Равно как и нетрудоспособные совершеннолетние дети. Но в любом случае лучше, чтобы отец заранее внес ребенка, рожденного вне брака, в завещание, – резюмировала юрист.
Как ранее отмечалось, в Казахстане многоженство запрещено. Но если мужчина будет замечен в полигамии, никакой ответственности он нести не будет. В 1998 году многоженство было исключено из уголовно наказуемых фактов.
Но даже введение уголовной ответственности за полигамию может оказаться тщетной попыткой сохранить казахстанские семьи. Эксперты считают, что необходимо укреплять семейные ценности, институт семьи, чтобы никакие модные веяния не разрушили веками стоящий фундамент.