Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 488.11  530.09  5.01

«Урон здоровью несомненный». Эксперты подвели итоги 2020 года в системе образования

Также эксперты рассказали, что ждет систему образования в ближайшем будущем.
31.12.2020, 17:00
«Урон здоровью несомненный». Эксперты подвели итоги 2020 года в системе образования

Пандемия повлияла на все сферы жизни казахстанцев, особенно на систему образования. Эксперты поделились с редакцией Liter.kz своим мнением об итогах года и ожиданиями на ближайшее будущее.

В марте 2020 года казахстанские вузы перешли на дистанционное обучение. В начале апреля к ним присоединились и школы. Ученики, учителя и родители сразу же столкнулись с несколькими ключевыми проблемами:

  • кризис коммуникаций;
  • медленный Интернет (или вообще отсутствующий);
  • технические шероховатости на образовательных платформах.

Эксперты полагают, что дистанционка обнажила структурные проблемы в казахстанской системе образования.

Консультант BTS-Education Бауыржан Абуов считает, что пандемия стала стресс-тестом для отечественной системы образования. То, что должно было естественным путем наступить через некоторое время, пришлось экстренно внедрять в 2020 году.

«Ни один учитель не может быть настолько хорошим, чтобы полностью воспроизвести какую-либо образовательную программу. Министерство может принять решение, чтобы один раз централизованно подготовить контент по какой-либо теме и транслировать его ученикам. Тогда у учителей будет больше времени, чтобы уделить внимание каждому ученику», – сказал Бауыржан Абуов.

Он отметил и проблемы с Интернетом, с которыми столкнулись практически все учащиеся. Это коснулось даже тех, кто живет в центре Нур-Султана.

«Эти хваленые платформы для дистанционного обучения на самом деле далеко не лучшего качества. Их ведь мало кто использовал. В основном люди пользовались WhatsApp. Педагоги не смогли использовать все возможности онлайн-платформ. К примеру, можно было бы ввести вопросы в Google-форме, чтобы ученики отвечали именно там. Тогда сразу видно, кто где ошибся», – добавил эксперт.

Он отметил, что казахстанские вузы тоже не справились с давлением. В результате немало абитуриентов стали всерьез думать о том, что поступать заграницу на дистанционку, нежели учиться в вузах Казахстана. И первое, и другое все равно проходит в удаленной форме.

Фото: аккаунт Бауыржана Абуова в Facebook

«Есть даже случаи, когда молодые семьи уезжают в другие страны, чтобы их дети учились там в школах в традиционном формате», – рассказал собеседник Liter.kz.

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова заявила, что дистанционное обучение резко снизило качество образования. Во-первых, педагог не может удаленно понять, как ученик усвоил новый материал. Во-вторых, теряется актуальность оценки: непонятно, ученик сам сделал задание, ему помогли родители, или он подсмотрел ответы в Интернете.

«Следующей опасностью дистанционного обучения является удар по здоровью ученика. Как помним, до пандемии были нормы пользования компьютером. Это было от 15 минут в день до 1,5 часа, как экстремальное допущение. Теперь же ребенок в Сети может быть по пять и более часов. Хорошо, если компьютер качественный. А если нет? Конечно, происходит потеря зрения, появляется сутулость, легкие страдают от скрюченного состояния, и так далее. Не знаю, с какими жалобами в скором времени начнут обращаться к медикам наши дети. Но то, что урон здоровью нанесен, - это несомненно», – поделилась мнением Ирина Смирнова.

Особенно депутат переживает за детей из неблагополучных семей: нет четкого понимания того, что они делали почти весь 2020 год. Они вообще учились? Они где жили все это время?

Смирнова, к слову, отметила и некоторые моменты, которые охарактеризовала позитивными.

«Это доступ к новым образовательным ресурсам, кроме школьных уроков. Некоторые учителя размещают свои уроки в Интернете: это самостоятельность части учеников - в поиске необходимой информации. Произошло повышение общей IT-грамотности населения. И, конечно, многие поняли ценность учителя и трудность его профессии. Кроме того, учителя тоже стали меняться, так как любой урок теперь у него открытый», – отметила собеседник Liter.kz.

Ирина Смирнова. Фото: parlam.kz

Школьный учитель из Кокшетау Анара Хамзина (имя изменено) считает, что пандемия наглядно показала, что нужно омолаживать преподавательский состав.

«Среди педагогов огромное количество людей предпенсионного возраста. Они всю жизнь работали в традиционном формате обучения, а молодое поколение педагогов уже до пандемии было знакомо с различными онлайн-платформами, они использовали Интернет как инструмент обучения. К сожалению, старшее поколение педагогов не пользуется этим, для них было сложно переформатироваться во время дистанционки», – призналась педагог.

С учетом всего этого, кстати, госорганы сделали все возможное для успешного внедрения онлайн-образования. К исключениям можно отнести только два фактора – интернет-соединение и привлечение молодых специалистов.

«Вот этим в следующем году и должны заняться ответственные госорганы. В городах мы сталкиваемся с плохим Интернетом, во многих селах его нет вообще. Есть села, где нет даже мобильной связи, а ведь местным детям тоже нужен доступ ко всем онлайн-платформам. Что касается омоложения преподавательского состава, то Министерство образования внедряет различные механизмы для этого. Думаю, результаты мы удивим только лет через лет минимум», – добавила учитель.

Напомним, в третьей четверти учебного года для учащихся выпускных классов (9, 11 и 12 классы) будет предусмотрено комбинированное обучение, когда по 70% предметов будут преподавать в традиционном формате, а по 30% – дистанционно. Все, конечно, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Для восполнения потерь в знаниях школьников во внеурочное время планируется организовать индивидуальные консультации в группах не более пяти человек. Комбинированное обучение также внедряется со второго семестра для студентов первых курсов вузов и колледжей.

Новости партнеров
×