В аэропорту Астаны высказались о рисках досрочного ремонта.
Информация о досрочном завершении капитального ремонта взлетно-посадочной полосы (ВПП) международного аэропорта Нурсултан Назарбаев в Астане вызвала неоднозначную реакцию среди экспертов и общественности. С одной стороны, завершение работ на два с половиной месяца раньше запланированного срока может показаться отличной новостью, однако авиационные специалисты предупреждают о возможных рисках, связанных с сокращением сроков и изменением характера ремонтных работ. Что на это говорят в самом аэропорту, читайте на Liter.kz.
Опасения экспертовОдним из первых, кто поднял вопросы по поводу досрочного завершения ремонта, стал Кекильбаев. Он заявил, что ремонт ВПП — это крайне важный процесс, от которого зависит не только бесперебойная работа аэропорта, но и жизни пассажиров. Первоначально планировалось провести капитальный ремонт с полной заменой покрытия и коммуникаций, однако, по словам эксперта, завершение работ раньше срока может свидетельствовать о том, что объем запланированных работ был сокращен.
"Если изначально говорилось о капитальном ремонте, почему теперь речь идет о текущем? Безопасность полетов не может быть поставлена под угрозу из-за сокращения сроков или объема работ," — написал Кекильбаев.
Основная проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что поспешно выполненные работы могут скрывать недочеты, которые проявятся со временем. Он подчеркнул, что взлетно-посадочная полоса — это сердце аэропорта, и даже малейшие ошибки в ее ремонте могут привести к катастрофическим последствиям.
Вопросы к прозрачности проектаКекильбаев также высказал недовольство отсутствием прозрачности при принятии решения о сокращении объемов работ. Он считает, что подобные изменения должны обсуждаться публично, а общество должно быть в курсе, на что именно были потрачены бюджетные средства.
"Общество имеет право знать, какие средства были потрачены и почему произошла смена характера работ. В таких вопросах необходима полная прозрачность", — добавил он.
Эксперт задается вопросами, кто именно принял решение о переходе от капитального ремонта к текущему и почему это было сделано без широкого обсуждения. По его мнению, это может быть связано либо со стремлением сэкономить бюджетные средства, либо с политическими факторами.
Возможные последствия для аэропортаПомимо вопросов безопасности, Кекильбаев предупреждает, что досрочное завершение ремонта может негативно сказаться на репутации аэропорта. Если качество взлетно-посадочной полосы окажется недостаточным, это может привести к уходу авиакомпаний и снижению пассажиропотока. В свою очередь это приведет к сокращению доходов аэропорта и отпугнет инвесторов, которые внимательно следят за состоянием инфраструктуры.
"Возможные проблемы с качеством полосы могут отпугнуть авиакомпании и пассажиров, что снизит доходы. Инвесторы, которые оценивают риски, также могут насторожиться при виде недочетов в инфраструктуре", — подчеркивает эксперт.
Чтобы избежать подобных сценариев, Кекильбаев предлагает провести независимую экспертизу выполненных работ, чтобы убедиться в их качестве и безопасности эксплуатации ВПП. По его мнению, это поможет восстановить доверие к аэропорту и избежать возможных проблем в будущем.
Официальная позиция аэропортаВ ответ на критику и опасения экспертов международный аэропорт Нурсултан Назарбаев в Астане дал разъяснения редакции Liter.kz, в которых объяснили причины досрочного завершения ремонта. По словам администрации, первоначальный график работ был составлен с учетом различных непредвиденных обстоятельств, таких как неблагоприятные погодные условия, опоздания рейсов, аварийные посадки после закрытия искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП), незапланированные специальные рейсы и запланированные мероприятия, такие как рейсы во время проведения Саммита Шанхайской Организации Сотрудничества и Игр кочевников.
“Во время фактического выполнения проекта было определенное количество дней с достаточно хорошей погодой, и нам разрешили провести определенные работы во время запланированных мероприятий", — сообщили в пресс-службе аэропорта.
Кроме того, администрация подчеркнула, что удалось повысить темпы выполнения работ и перепланировать их таким образом, чтобы в первую очередь завершить работы по обустройству покрытия взлетно-посадочной полосы.
Что именно было сделаноПредставители аэропорта заверяют, что все ключевые задачи по ремонту были выполнены в полном объеме. В частности, на взлетно-посадочной полосе была произведена полная замена покрытия, а также выполнены работы на рулежных дорожках и перроне. Они также отметили, что изменения в графике работ были вызваны не стремлением сэкономить, а объективными факторами, такими как погодные условия и разрешение на выполнение работ во время крупных мероприятий.
“Проектная группа изменила график работ таким образом, чтобы обеспечить скорейшее завершение работ на взлетно-посадочной полосе без ущерба для качества покрытия и безопасности полетов. Оставшиеся работы на перроне и рулежных дорожках будут проводиться без закрытия ИВПП и с отдельными ограничительными NOTAM для каждой зоны", — добавили в администрации аэропорта.
Участки, требующие замены покрытий, и компоненты системы, требующие замены, были определены на начальных этапах и, соответственно, выполнены.
“Что касается дорожного покрытия, задачи выполнены на 100% на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках”, – заключили в аэропорту.
Несмотря на заверения о полном соблюдении всех стандартов безопасности, остается вопрос: не повлияет ли столь значительное сокращение сроков на долговечность и надежность выполненных работ?
Независимая экспертиза — единственный выход?Ситуация с досрочным завершением ремонта ВПП аэропорта Нурсултан Назарбаев поднимает важные вопросы о балансе между экономией времени и качеством выполненных работ. Авиационные эксперты, такие как Абул Кекильбаев, предупреждают, что сокращение сроков может привести к появлению скрытых дефектов, которые проявятся лишь через несколько лет.
В таких случаях независимая экспертиза выполненных работ могла бы стать решением, которое удовлетворит как общественность, так и экспертов. Она поможет оценить реальное состояние взлетно-посадочной полосы и подтвердить, что досрочное завершение ремонта не поставило под угрозу безопасность полетов. Однако кто ее может сделать и кто должен ее инициировать – неизвестно.