В более 200 селах отсутствуют медучреждения — Ажар Гиният
Министр здравоохранения об ОСМС, статусе медработника и качестве медицины в Казахстане.
Вполне очевидно, что любой человек хочет быть здоровым. Но для того чтобы сохранить это здоровье, обеспечить контроль и лечение, нужна развитая система здравоохранения. Сегодня нельзя сказать, что в отрасли нет проблем. Мы поговорили c министром здравоохранения РК Ажар Гиният об объединении ГОБМП и ОСМС, качестве медицинских услуг, дефиците больниц и защите прав медработников.
Два в одном
— Ажар Гиниятовна, одной из последних задач, которую президент ставил перед Минздравом, было объединение финансирования ГОБМП и ОСМС. Когда будут объединены эти два пакета и какой эффект ожидаете?
— Сегодня мы видим, что за три года в здравоохранении произошли существенные сдвиги — становление страховой медицины, увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
По поводу пакетов ГОБМП и ОСМС, то такие основные виды медпомощи, как консультативно-диагностические услуги и стационарная помощь, предусмотрены в обоих пакетах. Получается, они дублируются. Это приводит к неправильному использованию источников финансирования. Поэтому сейчас идет работа по четкому разграничению видов медпомощи с учетом оптимального распределения средств, исходя из приоритетных направлений медпомощи, таких как экстренная медпомощь, охрана материнства и детства. Кроме того, проработан вопрос о заключении единого договора на оказание медуслуг.
Это позволит разгрузить медработников. Им не придется сидеть, выбирать и направлять этого пациента по ГОБМП или же по ОСМС. Расширится доступ к услугам для пациентов. В конце концов единая модель финансирования обеспечит гибкость оплаты медуслуг и нивелирует риски нехватки средств. Касательно сроков, то соответствующие поправки в законы подписаны главой государства 19 апреля 2023 года.
— Помнится, была критика по поводу проблемы с самозанятыми, что они не вовлечены в систему ОСМС.
— Да, несмотря на то, что медстрахование в Казахстане работает с 2020 года, а платежи на ОСМС в законном порядке являются обязательными для всех, свыше трех миллионов человек остаются незастрахованными. Из них основная часть — это экономически активное население, по сути, работоспособные граждане. При анализе 30% этих людей являются самодостаточными и богатыми, 30% — имеют доходы, самозанятые легализоваться не хотят. Свыше 30% — без доходов, с ними проводится совместная работа. Поэтому важно понимать, что в части охвата граждан системой ОСМС необходима межведомственная работа по вовлечению этого населения в экономику страны — совместно с местными исполнительными органами, территориальными подразделениями Комитета госдоходов и медорганизациями. Эту работу мы ведем.
Кроме того, теперь есть возможность приобрести статус застрахованного тем, кто ранее по объективным причинам не мог оплатить взносы за прошедшие периоды. Ранее для получения статуса застрахованного нужно было иметь взносы за 12 прошедших месяцев. Многие выражали недовольство этой нормой, потому что накапливалась задолженность. Теперь же статус в системе ОСМС можно получить, оплатив взносы за 12 будущих месяцев, и погашать задолженность за прошедший период при этом не нужно. Новый механизм заработал с 5 сентября 2022 года. С сентября по декабрь 2022 года данным механизмом воспользовались порядка девяти тысяч, а за неполные четыре месяца 2023 года — порядка 20 тысяч граждан.
— Президент страны говорил, что нужно активнее использовать инструменты ГЧП, тем более, что медицина — инвестиционно-привлекательная отрасль. Есть ли какой-то выход, чтобы инвесторы охотней шли на такие договоры?
— Национальным проектом "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация" до 2025 года предусмотрена реализация инвестпроектов по строительству 20 современных больниц в регионах страны с привлечением частных инвестиций. Здесь Минздравом предлагается до 2025 года реализовать проекты строительства пяти университетских больниц в Алматы, Шымкенте, Караганде, Актобе и Астане, а также завершить начатые по инициативе инвесторов проекты в Туркестане, Петропавловске и Кокшетау.
Минздрав совместно с НАО "Turar Healthcare", ТОО "РенЭлл Кокшетау" начал реализацию ГЧП-проекта в Кокшетау по строительству и эксплуатации многопрофильной больницы на 630 коек, а по проекту в Шымкенте подписан договор ГЧП на строительство многопрофильной университетской клиники на 800 коек и клинико-диагностического центра на 700 посещений.
Также ведутся переговоры с частным партнером YDA Group по строительству и эксплуатации объединенной университетской больницы при Медицинском университете Астаны на 800 коек в столице, многопрофильной больницы на 480 коек в Петропавловске и многопрофильной больницы мощностью 570 коек в городе Туркестане. Надеемся, что эти проекты создадут конкуренцию, объективность принятия решений и поспособствуют привлечению инвестиций.
Дефицит больниц в селах
— Совсем недавно в Казахстане пилотно стартовал национальный проект "Модернизация сельского здравоохранения". Есть ли уже какие-то положительные результаты от его реализации?
— Хотелось бы отметить важность проекта. Во-первых, в его рамках предусматривается строительство 655 объектов первичной медико-санитарной помощи — 253 медпункта, 242 ФАПа и 160 врачебных амбулаторий, из них 309 — в 2023 году и 346 — в 2024 году. Эти объекты будут оснащены современным оборудованием в соответствии со стандартами, не ниже установленных, а также будет использована единая концепция дизайна помещений.
Во-вторых, планируется организовать 32 современные многопрофильные центральные районные больницы с открытием соответствующих отделений: инсультный и кардиоцентры, отделение медицинской реабилитации, отделение травматологии и ортопедии, отделение хирургии, отделение реанимации и интенсивной терапии. И провести их модернизацию: сделать капремонт, реконструировать, оснастить медоборудованием. Это будет в 2024-2025 годах. Вдобавок акиматами регионов определены земельные участки, а также выделены средства из республиканского бюджета на строительство 99 объектов в регионах, на капитальный ремонт четырех многопрофильных центральных районных больниц — Костанайской, Северо-Казахстанской и Туркестанской, а также на оснащение МЦРБ медоборудованием, отмечаем начало реализации данных проектов.
В-третьих, будут подготовлены 1 100 медработников для объектов сельского здравоохранения. В 2023 году — 600 человек, в 2024 году — 500 человек. Ожидается, что по итогам реализации нацпроекта мы получим дополнительный охват медико-санитарной помощью порядка четырех миллионов сельчан; увеличим доступ к профосмотрам, скринингам, раннему выявлению заболеваний; повысится своевременность оказания экстренной медпомощи сельчанам при инфарктах, инсультах, травмах и других состояниях с соблюдением принципа "золотого часа"; снизится смертность от болезней кровообращения на 20%, и в общем обеспечим высокотехнологичной помощью.
— В целом, на ваш взгляд, насколько решена проблема дефицита больниц, поликлиник, медцентров, ФАПов? В настоящее время есть ли в Казахстане сельские населенные пункты, где сохраняется потребность в медучреждениях?
— В Казахстане сегодня медуслуги сельчанам оказывают 5 194 организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и 203 больницы. Для дальнейшего улучшения инфраструктуры здравоохранения на селе в регионах, конечно же, ведется определенная работа по обновлению инфраструктуры организаций здравоохранения. Это капитальный ремонт, реконструкция, строительство объектов. Например, только за последние пять лет в сельской местности открыто и построено 516 объектов ПМСП. Но сегодня в более 200 сельских населенных пунктах отсутствуют медучреждения. В основном это села с малочисленным и убывающим населением до 50 человек, в которых строительство объектов ПМСП, если верить акиматам, нецелесообразно. Но без медпомощи люди там не остаются. Им оказывают медпомощь в близлежащих селах, где есть ФАПы и амбулатории. В радиусе не менее 10 км. К тому же теперь села численностью до 50 человек могут быть обеспечены медработником на дому. Раньше такой возможности у них не было. Указанное нововведение направлено на обеспечение доступности ПМСП сельскому населению, а также развитие телемедицины по проектам в СКО, Карагандинской и Актюбинской областях. В свою очередь имеющуюся на сегодня потребность в организациях здравоохранения планируется обеспечить поэтапно в рамках реализации региональных перспективных планов развития инфраструктуры здравоохранения, а также нацпроекта "Модернизация сельского здравоохранения", о котором мы упомянули.
— Городские поликлиники сегодня перегружены, особенно если говорить о городах республиканского значения. Какие меры принимаете, чтобы решить вопрос при такой плотной застройке жилищными комплексами?
— Здесь принимают меры по строительству и развитию сети организаций здравоохранения, их финансовому и материально-техническому обеспечению акиматы, а мы развиваем частную медицину, размещая госзаказ.
Статус врача
— Ни одна из сфер не может полноценно оказывать услуги без грамотных специалистов. Какая ситуация складывается с медкадрами, есть ли дефицит?
— В системе здравоохранения работают 267 027 медработников, в том числе 78 227 врачей, 188 800 средних медработников. Наибольший дефицит врачей отмечается в Астане, Костанайской, Западно-Казахстанской, Туркестанской и Акмолинской областях. В разрезе специальностей больше всего потребность у нас во врачах общей практики, анестезиологах-реаниматологах, терапевтах, акушерах-гинекологах и педиатрах.
Для снижения дефицита медработников Минздрав ежегодно выделяет госгранты на подготовку 1 500 специалистов клинического профиля — по заявкам регионов. С этого года — по 2 500 мест. Проводится распределение выпускников организаций образования и науки, обучившихся в рамках госгранта, исходя из потребностей. За счет государства предоставляются меры соцподдержки для тех, кто едет в село. Ну, и ежегодно по программам дополнительного образования за счет средств республиканского бюджета обучается порядка 14 тысяч медработников. В этом году будут направлены в регионы четыре тысячи врачей, в следующем году — восемь тысяч врачей.
— Какие меры принимает Минздрав для повышения статуса медработников и защиты их прав?
— Сейчас на рассмотрении депутатов Мажилиса находится проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения". Целью документа является реализация гарантированных государством прав пациентов на возмещение вреда за счет внедрения системы страхования профессиональной ответственности медработников. Направлен он на гуманизацию норм Уголовного кодекса, на внедрение страхования профессиональной ответственности медработников и на учреждение почетного звания "Қазақстанның еңбек сіңірген дәрігері" и республиканского конкурса "Лучший по профессии".
Хотелось бы отметить, что в рамках повышения статуса медработников предоставляются права на основные гарантии, то есть устанавливается запрет на взыскание с медработника расходов, связанных с возмещением вреда, причиненного здоровью пациента при оказании медпомощи, предоставляется образовательный грант детям медработников, погибших при исполнении служебных обязанностей, предоставляются места детям медработников в дошкольных организациях по месту жительства, есть единовременная денежная выплата в размере 143-кратной величины минимальной зарплаты для медработников, прибывающих на работу в сельскую местность на срок не менее пяти лет.
Надеемся, что эти нормы обеспечат защиту прав граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни пациентов; юридическую и финансовую защиту медработников; снизят отток узких специалистов из отрасли и повысят статус врачебной профессии.
— Некоторые молодые медики жалуются, что на местах акиматы не выделяют подъемные или волокитят выделение денег, а также существуют проблемы с предоставлением им жилья. Как работаете с акиматами в этом вопросе?
— Меры соцподдержки специалистам в области здравоохранения, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, определены постановлением правительства РК. Согласно ему подъемные пособия составляют 100 МРП, бюджетный кредит на строительство или покупку жилья — 1 500 МРП. В последние годы акиматами в рамках переданных им компетенций по обеспечению кадрами государственных медорганизаций также выделяются средства на подъемные пособия как за счет средств местного бюджета, так и за счет средств медорганизаций; и на обеспечение жильем, включая арендное, общежитие, соцоплату арендных платежей.
На 1 января 2023 года бюджетные кредиты на приобретение жилья выделены 384 молодым специалистам: 94 — за счет республиканского бюджета, 69 — за счет средств местного бюджета, 221 — за счет внебюджетных средств медорганизаций. Подъемные пособия выделены 601 молодому специалисту: 147 — за счет республиканского бюджета, 252 — за счет средств местного бюджета, 202 — за счет внебюджетных средств медорганизаций. Например, в Костанайской области для врачей, прибывших в села, выдают "подъемные" — пять миллионов тенге. Для врачей, прибывших в городскую местность, по 3,5 млн тенге по остродефицитным специальностям: анестезиология-реаниматология, акушерство-гинекология, неонатология, педиатрия. Также 2,5 млн тенге — по востребованным специальностям: кардиология, онкология, инфекционные болезни, психиатрия, фтизиатрия, гастроэнтерология, неврология, патологическая анатомия, нефрология, аллергология, гематология, реабилитология. И 1,5 млн тенге — по остальным специальностям.
Наряду с выплатой "подъемных", выдают жилье. На первый квартал 2022 года выделено жилье трем врачам: в городе Аркалыке — два и Житикаре — один.
Для того чтобы молодые специалисты оставались в селах, разработана Концепция развития сельских территорий, предусматривающая увеличение размера бюджетного кредита на приобретение жилья до 2 500 МРП для районных центров и до двух тысяч МРП для остальных сельских населенных пунктов, подъемного пособия до 200 МРП для специалистов в отдаленных и приграничных селах.
Также Минздравом утверждена Дорожная карта "О принимаемых мерах по снижению дефицита медкадров в регионах", включающая комплекс мер, таких как поэтапное повышение размера зарплаты работникам медорганизаций, внедрение дифференцированной оплаты труда, обеспечение жильем, санаторно-курортное лечение, создание условий для непрерывного профразвития, внедрение "института наставничества", мониторинг оказанных мер соцподдержки молодым специалистам, поэтапный переход к страхованию профессиональной ответственности медработников.
Вместе с тем в рамках оценки эффективности работы первых руководителей акиматами внедрены ключевые показатели — "обеспеченность и укомплектованность кадровыми ресурсами здравоохранения".
— В 2023 году предусмотрено увеличение средней зарплаты медиков. Насколько повысится и в конечном итоге сколько будет составлять зарплата врачей и средних медработников по итогам этого повышения?
— Хочу отметить, что впервые за долгое время проводится планомерное ежегодное повышение зарплаты медработников. Для реализации национального проекта "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация" были пересмотрены тарифы на медуслуги в рамках ГОБМП и в системе ОСМС с учетом повышения зарплаты с 1 января 2023 года. Тарифы пересмотрены с учетом повышения зарплаты медработникам: врачам — на 30%, среднему медперсоналу — на 20% и для прочего персонала — на 20%.
P.S.: о качестве замолвите словечко
— И последний вопрос. Говоря о медпомощи, казахстанцев всегда волнует ее качество. Какое количество жалоб сегодня поступает на качество медуслуг? И если сравнивать 2023, 2022 годы с 2021-м, то уменьшилось или увеличилось число жалоб и почему так происходит? Что делается для улучшения качества оказываемых медуслуг?
— Всего в Единый медицинский информационный сall-центр Фонда за 2022 год поступило 24 тысячи жалоб, по сравнению с аналогичным периодом рост на 26,4% (17,7 тысячи в 2021 г.) Следует отметить, что на три региона — города Алматы и Астана, а также Карагандинскую область — приходится около 46% всех жалоб. Около 38%, или 2,3 тысячи всех жалоб, приходится на два региона — города Алматы и Астана. Характер жалоб остается таким же, как и в прошлом году.
Министерством для улучшения качества оказываемых услуг на постоянной основе проводится работа по улучшению законодательства. В плане удовлетворенности населения качеством медпомощи большую роль играет активность Службы поддержки пациента, где на сегодня трудится свыше 600 сотрудников. Именно сюда пациент может направить любую жалобу или обратиться с вопросом и быть уверенным, что получит ответ, найдет решение в трудной ситуации.
Как показал анализ наших подразделений, причиной 80% жалоб в медицинских организациях является слабая коммуникация медработников и руководства клиники с внешней аудиторией. В ряде случаев люди предпочитают обращаться в вышестоящие инстанции, что говорит о недостаточной эффективной работе данных служб, которые должны руководствоваться принципом "здесь и сейчас".
Оксана Давыдова