Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

В приоритете – доверие граждан

В приоритете – доверие граждан

В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана подчеркнуто, что реформы в судебной и правоохранительной системах ‑ ключевой фактор защиты прав наших граждан и усиления их безопасности. Основная цель заключается в эффективном, доступном судопроизводстве, основанном на доверии граждан.

В Актюбинской области реализовано немало фундаментальных дел, касающихся независимости судебной системы и ее прозрачности. Эти шаги укрепляют правовой демократический статус.

– Судьи внимательно изучают законодательство, которое изменяется и дополняется в соответствии с требованиями времени, обеспечивают высокий уровень защиты прав и законных интересов граждан. Вместе с тем усилились требования к нравственным качествам судьи, возросли его статус и достоинство. Одной из главных задач, поставленных Главой государства перед судебной системой, является совершенствование способов внесудебного урегулирования спора, – отмечает председатель Хромтауского районного суда Айсултан Балмуханов.

Районный суд, нацелившись на успешную реализацию реформ, работает по пилотным проектам Верховного суда: рассмотрены уголовные, гражданские и административные дела по проекту «Смарт суд», множество административных дел по проекту «Ночной суд». В городе и сельских округах созданы советы биев, проводятся мероприятия по разъяснению сторонам права обращения в первую очередь к медиатору и Совету биев.

При районном акимате в рамках проектов «Предварительное урегулирование споров, вытекающих из публично-правовых отношений» и «Процедура судебного и внесудебного примирения» создана рабочая группа по урегулированию споров в организациях и семейная консультация по предварительному урегулированию семейных споров.

– По инициативе Верховного суда в законы внесены многочисленные поправки по смягчению нагрузки судов, продолжается работа по созданию оптимальных условий для них. В этом контексте Хромтауским районным судом проведен ряд мероприятий по совершенствованию способов внесудебного урегулирования споров. Как итог, судьи отмечены благодарственными письмами РОО «Международный правозащитный центр» за содействие в развитии института медиации и примирительных процедур, – продолжил председатель райсуда.

В соответствии с концепцией «Слышащее государство» в районном суде организован регулярный прием граждан для повышения доверия населения к правосудию и судебной системе, а также правовой культуры граждан. Обозначена задача максимально приблизиться к народу. Во время приема выслушиваем жалобы и другие обращения местного населения, чтобы найти пути оптимального решения, принятия оперативных мер. Пришедшие на прием к председателю районного суда имеют возможность поделиться причинами беспокойства, получить ответы, разъяснения требований законодательства Республики Казахстан, получают образцы заявлений, информацию о проводимых в стране реформах судебной системы, а также реализуемых пилотных проектах. Также им объясняют преимущества досудебного урегулирования широкого спектра споров в порядке медиации.

Прием граждан направлен на прозрачность и гласность работы суда, является одним из путей обеспечения доступности правосудия и оказания правовой помощи населению. Установление стабильного диалога между властью и обществом путем оперативного и эффективного разрешения всех конструктивных обращений граждан – единственный путь формирования гармоничного государства, адаптированного к современной ситуации.

Судья районного суда Саягуль Жумашкина сделала акцент на информационных технологиях в судебной системе:

– Ведется активная работа по реализации реформ в рамках Плана «100 конкретных шагов». Мероприятия в целом направлены на повышение прозрачности работы судебной системы и доверия общества к суду, что позволило систематизировать работу, сделать все процессы понятными. Комплексная работа по внедрению информационных технологий началась с внедрения единой автоматизированной информационно-аналитической системы в виде сервисов «Судебный кабинет», «Ознакомление с судебными документами», гибридной  электронной почты, рассылки СМС и электронных сообщений.

Например, гражданин, подавший иск в суд, получает талон и после этого может ознакомиться на интернет-ресурсе суда с СМС-сообщениями или судебными актами. Эти услуги активно используются при рассмотрении гражданских дел. Использование сервиса позволяет сэкономить время и финансовые средства.

Принцип работы проекта «Гибридная электронная почта» заключается в направлении извещения в электронном виде в АО «Казпочта», далее оперативно доводятся до конечного адресата. При этом электронные сообщения суда поступают в почтовые отделения в считанные минуты и принимаются сотрудниками отделений почтовой связи для дальнейшей обработки.

В июне 2014 года был запущен электронный информационный сервис «Судебный кабинет», который позволяет гражданам экономить время и средства. Подача заявлений и дополнительных документов производится в электронном виде через указанный сервис. Кроме того, в «Судебном кабинете» имеется сервис «Отправка административных дел», который призван обеспечить автоматизацию процесса направления административных дел в судебные органы республики.

Одной из главных задач внедрения современных информационных технологий в процесс отправления правосудия является внедрение системы аудио- и видеозаписи, что обеспечивает регистрацию хода судебного заседания, соблюдение принципа судопроизводства, правопорядка и законности при отправлении правосудия, дисциплинирует участников судебного процесса, упрощает порядок судопроизводства, позволяет отслеживать начало судебного заседания.

Участникам судебного разбирательства предоставляется возможность дистанционного проведения судебного заседания, что позволяет сэкономить бюджетные средства и избежать других рисков.

Видеоконференцсвязь – аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий удаленное участие лиц в судебном заседании путем обмена информацией удаленных участников процесса. Она позволяет сохранять правосудие в дистанционном режиме. Этот сервис особо проявляет себя во время пандемии, осуществляя дистанционное участие сторон в судебных заседаниях.

У граждан есть возможность направить ходатайства или жалобы через «Судебный кабинет», а участвовать в судебных заседаниях дистанционно и получить решение суда в день рассмотрения через электронную почту.

Формирование электронного правосудия в Казахстане имеет удобства и преимущества для граждан. Внедрение информационных технологий направлено на упрощение и повышение оперативности судопроизводства.

– На наш взгляд, активное использование информационных инструментов в судопроизводстве будет способствовать повышению его оперативности, доступности и прозрачности, устранению бюрократических  административных  барьеров и искоренению коррупции. Применение информационных технологий в данной сфере для реализации всех принципов судопроизводства и обеспечения надлежащей защиты прав граждан и юридических лиц является наиболее правильным и кратким путем, – заключила судья.

Новости партнеров
×