Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

"Идет охота на ведьм": вдова погибшего командира самолета Bek Air обратилась к Токаеву

Самолет Fokker-100 компании Bek Air столкнулся с незаконно возведенным двухэтажным строением.
07.04.2021, 12:12
"Идет охота на ведьм": вдова погибшего командира самолета Bek Air обратилась к Токаеву

Вдова погибшего командира самолета Bek Air, который разбился близ Алматы 27 декабря 2019 года, обратилась к Президенту Касым-Жомарту Токаеву и к Елбасы Нурсултану Назарбаеву. Она просит провести объективное расследование авиакатастрофы и снести все незаконные строения возле аэропорта. Подробнее на Liter.kz.

Онлайн-петиция вдовы погибшего командира самолета Fokker-100 Марата Муратбаева Айткуль Муратбаевой была опубликована 1 апреля 2021 года.

Обращаясь к Президенту и Елбасы, женщина отметила, что ее семья, представители жертв и пострадавших, бывшие работники Bek Air, другие авиаторы и граждане Казахстана ищут справедливости.

«Прошло больше года со дня трагедии, когда самолет Fokker-100 компании Bek Air, прервав взлет, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэродрома Алматы и столкнулся с незаконным двухэтажным строением. Погибли и получили ранения люди. В те дни мы переживали и скорбели вместе со всей страной, но надеялись на справедливое расследование причин авиакатастрофы», - сказано в тексте онлайн-петиции.

По словам Муратбаевой, следствие изначально пошло по пути преждевременного обвинения сотрудников авиакомпании – без разбирательств, без проверки остальных версий.

«Главное было как можно быстрее кого-нибудь наказать! Призыв подхватили соцсети, Интернет и СМИ – начались травля и дискредитация. В итоге сейчас мы и наши семьи разорены. Идет охота на ведьм, и многие из нас не могут устроиться по специальности в другие компании, потому что когда-то работали в Bek Air. Но не это мы хотим донести до Вас. Мы требуем справедливого расследования, объективного разбирательства и принятия мер, чтобы такая катастрофа не повторилась в будущем», - заявила вдова погибшего командира.

Напомним, 10 января 2020 года заместитель премьер-министра РК Роман Скляр на брифинге в СЦК озвучил причину крушения самолета, назвав основной версией катастрофы обледенение воздушного судна. Однако Айткуль Муратбаева и авиаторы Казахстана не согласны с этой версией.

«Эта версия не выдерживает элементарной критики. Поверхность крыльев у Fokker-100 видна и доступна пилотам, в отличии от поверхности стабилизатора, состояние которого с земли не видно. Известно, что пилоты заказали провести перед взлетом противообледенительную обработку только стабилизатора. Очевидно, что при необходимости пилотам не составляло труда одновременно заказать и обработку крыльев. Пилоты – не самоубийцы. Если этого заказа не было, значит, этого не требовалось, в чем пилоты были убеждены. Эти очевидные и логичные факты были проигнорированы следствием», - заметила вдова.

Муратбаева подчеркнула, что экипаж не зря заказал обработку стабилизатора самолета – они просто по опыту допустили вероятность того, что стабилизатор может иметь наледь.

«Недавно нам стали известны страшные факты и доказательства, которые объясняют поведение Fokker-100 на взлете, и обоснованность принятого пилотами решения о прерывании взлета. Мы хотим их довести до Вас. Общеизвестно, что в то утро из пяти самолетов, обработанных перед вылетом из Алматы противообледенительными жидкостями, только одному Fokker-100 обработали стабилизатор жидкостью «Дефрост», а для остальных четырех самолетов применялась другая жидкость. Еще пять самолетов улетели из Алматы без обработки», - заявила Айткуль Муратбаева.

Она утверждает, что в феврале 2021 года стало известно, что из-за низкого качества российские авиационные власти запретили в России использовать жидкость «Дефрост», и это было официально подтверждено казахстанской комиссией, проводящей расследование авиакатастрофы.

«По документам был обработан стабилизатор самолета, причем жидкости «Дефрост» было использовано в три раза больше, чем требовалось! Экспертиза показала отсутствие следов жидкости «Дефрост» на стабилизаторе Fokker-100. Следовательно, на самом деле никакой обработки проведено не было, либо была использована чрезвычайно разбавленная жидкость, в которой необходимых противообледенительных свойств попросту не имелось. Вот это и объясняет поведение самолета на взлете!» - заявила женщина.

Когда была объявлена предварительная причина крушения самолета, казахстанцам процитировали фразы пилотов Fokker-100, которые на взлете зафиксировали проблемы у стабилизатора. Второй пилот перед смертью подтвердил комиссии по расследованию информацию о возникших проблемах со стабилизатором Fokker-100 на взлете.

«По документам срок действия «Дефрост» должен быть 45 минут, а со времени обработки Fokker-100 до катастрофы прошло всего 20 минут. Поэтому пилоты правильно прервали взлет, так как взлететь с обледеневшим стабилизатором – это самоубийство, никакой самолет не приземлится, он упадет и погибнут все. Пилоты не стали взлетать ради пассажиров, поскольку решение прервать взлет не несло в себе опасности для пассажиров и экипажа: самолет выкатился бы с взлетно-посадочной полосы и в результате естественного торможения вскоре должен был остановиться. Но непосредственно за ограждением аэродрома он столкнулся с незаконно построенным двухэтажным домом, не имеющим никаких документов. Нет никаких сомнений, что не будь этого строения – не было бы жертв и пострадавших!» - подчеркнула Айткуль Муратбаева.

На данный момент в Талгарском районе судят чиновников из  местного акимата, причастных к незаконному выделению участков, на которых впоследствии построили дома. Между тем Муратбаева задается вопросом, почему не судят чиновников от авиационных, архитектурно-строительных и местных властей, которые, проявив халатность и бездействие, объясняет женщина, закрывали глаза на незаконное строительство возле аэропорта Алматы.

«От Вас однозначно скрыли, что экспертиза по жидкости «Дефрост» была закончена еще в феврале 2020 года – то есть это важное обстоятельство укрывалось больше года. Почему? Кто-то кого-то «покрывает» и оказывает давление на расследование? Или кто-то просто хочет переложить ответственность на пилотов? Да им уже все равно – они на небесах и «теперь они вечно в глаза нам глядят!» - обратилась к Президенту и Елбасы вдова погибшего командира.

Авторы петиции требуют досконального расследования катастрофы и привлечения виновных к ответственности.

27 декабря со дня авиакатастрофы близ Алматы прошел год. В память о погибших редакция Liter.kz опубликовала материал, который можно прочитать здесь.

Если вы хотите узнать всю хронологию трагедии, а также то, что произошло после нее, всю информацию можно найти здесь.

Мультимедиа

В сети появилось видео нападения на кортеж Сагинтаева
По видео невозможно понять, действительно ли кортеж принадлежит акиму Алматы, но в городской администрации подтвердили подлинность ролика. 
Как избивали полицейских в Алматы (ВИДЕО)
Кадры избиения полицейских показали в ДП Алматы.
×