Интервью с экспертами в области образования.
Фото: Юрий Беккер
Впервые “Гостиная” сменила адрес с Астаны на Алматы. На полях национальной конференции, посвященной Lesson Study, Литер встретил отечественных и зарубежных экспертов, известных в стране и мире системными исследованиями педагогической практики.
Символичное название “Профессиональный диалог: как LessonStudy меняет обучение” только подтвердило востребованность конференции, которая уже два года назад де-факто стала международной. В апреле в Алматы в режиме реального времени и в онлайн-формате встретились успешные педагоги более, чем десяти стран. Отечественные школы делегировали рекордное количество учителей и директоров — свыше 550.
Профессиональный диалог, который впечатлил креативной конструктивностью на панельных сессиях, секционных заседаниях и мастер-классах, продолжился в “LITER”. За традиционной чашкой чая в выездной “Гостиной” собрались избранный президент World Association of Lesson Studies Стефан Клива, профессор Казахского Государственного Женского педагогического университета Кульзада Кудайбергенева, заместитель председателя правления АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” Жанбота Кабдыкаримова, директор и заместитель Центра педагогического мастерства Толкын Айдосова и Ажар Кожабаева. Главными темами можно назвать национальные куррикулумы, профессиональное развитие учителей, инвестиции в новое поколение и другие стратегические приоритеты глобального образования. Именно они консолидируют всех педагогов, вне зависимости от страны, школьного контента, грамотности населения и других обстоятельств.
– Мир до сих пор приходит в себя после создания GPT, Deep Seek, AI, которые взорвали глобализацию, но даже в наши дни каждая страна трепетно сохраняет национальные куррикулумы и школьные традиции. В этой реальности Lesson Study — исследование урока — можно назвать универсальной практикой для всех учителей?
Стефан Клива:
– Действие Lesson Study происходит в классе, независимо от страновой образовательной политики и учебного плана. Исследование урока — действительно глобальный инструмент, который объединяет педагогов. Здесь я, даже без знания языка, сразу пойму содержание и вникну в подробности так же, как казахстанский учитель — в швейцарской школе.
Стефан Клива. Фото: Юрий Беккер
В прошлом году я был в Астане, на мировой конференции WALS, сейчас в Алматы — на национальной, много общаюсь с рядовыми учителями и впечатлён, насколько они вовлечены в Lesson Study. Дело даже не в успешности исследовательской деятельности, а в стремлении казахстанских педагогов к профессиональному развитию. LS не только посвящено глобальным и метапредметным компетенциям, оно настраивает на кардинальные перемены. В конечном итоге все практики, кейсы, алгоритмы и комьюнити в образовании создаются ради конкретного ученика. Это лучшие инвестиции в будущее страны.
– В продолжение темы — насколько критично создание педагогического комьюнити для отечественной педагогики?
Толкын Айдосова:
– Внедрением Lesson Study Центр педагогического мастерства занимается больше десяти лет. В самом начале, как в любом большом деле, понимание приходило с трудом. Первые учителя временами не могли найти поддержки даже в своём коллективе. Тогда мы поняли, насколько критично создание профессионального комьюнити, и наш Центр стал проводить региональные конференции, которые стали настоящей школой по внедрению исследовательской деятельности. Два года назад мы организовали первую национальную конференцию, в прошлом — мировую.
Толкын Айдосова. Фото: Юрий Беккер
Сейчас мы можем уверенно сказать, что в стране появилось критическое количество учителей, заинтересованных в постоянном профессиональном развитии. Все абстракты, представленные на астанинский WALS, соответствовали высоким стандартам World Association of Lesson Studies. Я сама когда-то подавала абстракт и могу подтвердить, что требования сегодня совсем другие — это глобальные масштабы.
Стефан Клива:
– Более того, на мировую конференцию, которая пройдёт в этом ноябре в Хиросиме, на родине Lesson Study, получено уже более 600 абстрактов от казахстанских представителей. Мы в прямом смысле стоим перед сложным выбором, потому что не можем провести японский форум только для Казахстана.
– На конференциях по Lesson Study представлены не только учителя средних школ, но и воспитатели детских садов, преподаватели колледжей и ВУЗов, даже студенты педагогических институтов. Все они тоже занимаются исследовательской деятельностью?
Жанбота Кадыкаримова. Фото: Юрий Беккер
Жанбота Кабдыкаримова:
– Все зарубежные эксперты обязательно отмечают, что в Казахстане создана страновая система исследовательской практики. Lesson Study — это не только и не столько исследование урока, в большей степени — это обязательная рефлексия, исследование собственной педагогической практики. Могу с уверенностью утверждать, что сегодня абсолютное большинство коллег работают не для отчёта и не для директора, а по личному убеждению. Lesson Study масштабируется во всех регионах — это персональные и командные активы из педагогического портфеля, которые изменили экосистему и корпоративную культуру в отечественных школах.
Кульзада Кудайбергенева:
Кульзада Кудайбергенова. Фото: Юрий Беккер
Сегодня идёт внедрение Lesson Study со студенческой скамьи. Будущие учителя понимают, что для успешности профессиональной карьеры исследование собственной педагогической практики — обязательно! Конечно, принципы только осваиваются, не все студенты готовы к рефлексии сразу после диплома. Поэтому мы тоже создаём комьюнити и платформы по исследовательской практике, привлекаем научных руководителей и опытных экспертов, проводим методические десанты Lesson Study, выбираем это как тему для дипломных работ, усиливаем проектное направление, сотрудничаем со школами. Абсолютно уверена, что все педагоги нового времени должны начинать формирование исследовательской культуры ещё в ВУЗе и приходить в школу с чётким пониманием.
– На алматинской конференции первым хэдлайнером стал Питер Дадли из знаменитого колледжа Hughes Hall Кембриджского университета.
Ажар Кожабаева:
Ажар Кожабаева. Фото: Юрий Беккер
– Питер Дадли перерезал символическую ленточку на открытии Camtree (Cambridge Teacher Research Exchange). Это глобальная онлайн-платформа Кембриджского университета, посвящённая научным исследованиям всех учителей мира. Теперь доступ к Camtree открыт и для отечественных учителей. Сегодня в цифровой библиотеке University of Cambridge можно прочитать более 1000 трудов, из них — более 30 казахстанских педагогов на английском языке. В следующем году на глобальной платформе появятся первые публикации на казахском языке.
Жанбота Кабдыкаримова:
– В следующем году также планируется знаковый проект для казахстанского образования — издание масштабной книги “Lesson Study в Казахстане”, тоже совместно с Кембриджским университетом.
Во время конференции пришли ещё две новости, которые доказывают доверие World Association of Lesson Studies казахстанскому образованию. Старший эксперт аналитической группы Центра педагогического мастерства Тавиля Акимова номинирована в ExCo (Исполнительный комитет) Всемирной Ассоциации, в котором работают всего семь лидеров с мировыми именами. Ещё два успешных тренера Центра номинированы в Совет WALS. Теперь в руководстве World Association of Lesson Studies представлен Казахстан.
– В прошлом году в Астане на мировой конференции руководство World Association of Lesson Studies официально признало, что Казахстан на втором месте в глобальном рейтинге исследовательской деятельности педагогов после Японии.
Стефан Клива:
– В Японии создан уникальный прецедент, когда школьная исследовательская практика совпала с национальным менталитетом рефлексирующего народа, поэтому Lesson Study в Стране восходящего Солнца — больше, чем образовательный компонент, это целая философия, откликнувшаяся в сердцах учителей.
Жанбота Кабдыкаримова:
Единственная страна, где Lesson Study влияет на национальный куррикулум. Сегодня мы ориентируемся на японские стандарты.
Стефан Клива:
Казахстанская система максимально приблизилась к японской потому, что интегрировала страну в мировое образовательное пространство. Феномен KZ в том, что здесь исследовательская культура и профессиональное развитие учителей не насаждаются, а поддерживаются. Здесь Lesson Study внедряется по всей образовательной линейке: детский сад — школа — ВУЗ, что делает казахстанскую систему лидерской. Я много лет работаю с успешной командой Центра педагогического мастерства и могу назвать её одной из самых сильных в глобальном масштабе. Если образно, то в Казахстане дерево Lesson Study пустило глубокие и надёжные корни, крона разрастается с каждым годом.
Жанбота Кабдыкаримова:
Мы прошли долгий путь: от формального до реального понимания и внедрения исследовательской практики. За тринадцать лет изменились и менталитет учителей, и школьная экосистема. На встречах с коллегами мы часто анализируем: стратегическая миссия Lesson Study в том, что сегодня Казахстан успешно интегрирован в глобальное образование. Другое наше достижение — в стране созданы масштабное комьюнити и успешные платформы для профессионального развития педагогов: молодых преподавателей, сельских учителей, школьных директоров, исследователей.
В прошлом сентябре на мировой конференции Президент World Association of Lesson Studies Кэтрин Льюис подчеркнула уникальную масштабность страновой модели Lesson Study. Астанинский форум был назван открытым уроком Казахстана. Звёздный авторитет глобального образования Тошиа Чичибу сделал историческое признание: “Центр педагогического мастерства внедряет ДНК Казахстана в мировое образование”.