Внести изменения в закон о госзакупках предлагают в Казахстане
По словам депутатов, причина паводков – проведение неэффективных госзакупок.
Провал в противопаводковых действиях связан с процессом государственных закупок, считает депутат Мажилиса от партии AMANAT Елнур Бейсенбаев, передает Liter.kz.
Мажилисмен отметил, что каждое пятое коррупционное преступление в стране совершалось в сфере государственных закупок. Чаще всего они связаны с необоснованным завышением цен и с участием в тендерах людей, тесно связанных с чиновниками.
Новая система должна способствовать рациональному и подотчетному использованию бюджетных средств, обеспечивать дальнейшую поддержку отечественного предпринимательства, оперативно решать насущные проблемы с помощью бюджетного финансирования, поставить эффективный заслон от демпинга, установить приоритет качества и местного содержания, а также осуществить полную автоматизацию процедур, – считает Бейсенбаев.
Он отметил, что можно привести тысячи примеров нарушений в сфере государственных закупок: некачественное строительство и затягивание ввода в эксплуатацию школ, больниц.
Но мы считаем, что наиболее ярким примером являются охватившие страну паводки, которые во многом стали причиной и следствием неэффективных государственных закупок. Как вы знаете, раньше были коммунальные предприятия с крепкой институциональной памятью. Они в целом справлялись с паводками. Сейчас этого нет. Коммунальные предприятия переданы в частные руки, а антипаводковые мероприятия осуществляются через длительные конкурсные процедуры. Например, у многих районов и сел нет даже одного трактора, чтобы зимой почистить дороги от снега. А сегодняшние паводки являются следствием этой ситуации, – отметил депутат.
При этом он добавил, что этот вопрос — палка о двух концах. С одной стороны, имеются добросовестные предприятия, которые способны качественно и своевременно сделать работу. С другой – тендеры выигрывают компании, которые подают хорошие заявки, но не имеют ни ресурсов, ни возможностей.
В результате победившие компании снимают свою маржу, нанимают субподрядчиков и тянут с работами. В итоге происходит полный провал в противопаводковых действиях. Население несет огромные убытки. Гибнет скот. Залиты озимые поля. Разрушены мосты и размыты дороги. В этой связи считаем, что для оперативного и качественного решения стратегически важных для населения вопросов в законопроекте о государственных закупках должны быть предусмотрены особые условия, – подчеркнул Бейсенбаев.
Вторым моментом он отметил долгие судебные разбирательства по административным делам в сфере государственных закупок.
Это непозволительно долго. Так, согласно нормам Административного процедурно-процессуального кодекса, сроки предварительного слушания составляют до 20 рабочих дней, принятия судебного решения – 10 рабочих дней, подача апелляционной жалобы – 10 рабочих дней, принятия решения по апелляционной жалобе – 10 рабочих дней. Это только законодательный процесс. Вышеназванные конкретные примеры говорят о том, что госорганы увлеклись только самим бюрократическим процессом, а не результатом. Как мы все знаем, каждый ответственный государственный служащий должен быть нацелен на достижение конечного, качественного результата, – говорит мажилисмен.
Кроме того, по словам Бейсенова, после вступления в силу Административного процедурно-процессуального кодекса растет количество административных исков в сфере государственных закупок. При этом длительные сроки рассмотрения не позволяют оперативно решить вопросы и приводят к существенной дороговизне проектов и во многом искусственному удорожанию проектов.
Поэтому необходимо сократить сроки рассмотрения судебных дел. Надеюсь, что до второго чтения предложение получит отражение в сопутствующем законопроекте, – сказал он.
Несмотря на критику, депутат сказал, что в целом поддерживает принятие законопроекта, и призвал коллег за него проголосовать.
Ранее чиновники ВКО приложили инструкцию для победы в конкурсе госзакупок. Она оказалась в технической спецификации.