Во имя справедливости
“В стране накопились системные проблемы. Их надо решать. Это возможно только в условиях Справедливого Казахстана. Идея справедливости только в последние годы стала звучать все громче и громче, найдя свое полное изложение в предвыборной платформе Касым-Жомарта Токаева “Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда". Этот документ содержит три принципа: Справедливое государство, Справедливая экономика и Справедливое общество.
По моему мнению, нам надо не только услышать или прочитать, что предлагает наш Президент, но и осмыслить. Перейти от лозунгового мышления к творческой реализации его предложений. Мы сможем реально построить справедливое государство, если верно расставим акценты и определим правильные подходы в реализации идеи справедливости. Хотя выборы закончились убедительной победой Касым-Жомарта Токаева, обсуждение предвыборной платформы должно продолжиться. Этот процесс требует активной вовлеченности интеллектуального сообщества в сфере философии, социологии и экономики. Их рекомендации были бы полезны при принятии государственных управленческих решений.
Раскрывая тему, хотелось бы остановиться на нескольких моментах, которые позволят власти предпринимать действия, соответствующие ожиданиям людей, на основе принципа справедливости. Во-первых, перед принятием решения о разработке или корректировке государственных программ социально-экономического развития страны нам необходимо провести серьезные социологические исследования. Предметом данных исследований могли бы стать следующие направления:
– замеры уровня счастья (удовлетворенности) среди казахстанцев. Последние замеры показывают, что мы находимся на 45-м месте по уровню счастья из более 140 стран. Этот феномен требует изучения, так как при падении уровня жизни наш оптимизм остается на довольно высоком уровне;
– определение количества людей, осуществляющих долгосрочное планирование своей жизни (хотя бы на 3 года). Чем больше таких людей, тем устойчивее экономическая ситуация. Если мало, то это свидетельствует о низкой экономической мотивации наших граждан из-за различных субъективных и объективных причин;
– определение социальных опасений (страхов) наших граждан. Сегодня действительно нужно услышать людей. Опасения могут быть самые разные: потеря работы, болезни, потеря близких, страхи от различных катаклизмов и так далее.
Во-вторых, идея справедливости неразрывно связана с распределением благ в обществе. Данный вопрос в принципе является центральным в теории справедливости. От ответа на него будет зависеть социально-экономическая модель государства. Здесь два основных подхода:
– обеспечение достаточными благами в одинаковой степени всех граждан государства. Это услуги образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, а также еда и жилье;
– или обеспечение права на реализацию своих способностей для получения необходимых общественных благ.
Как видим, эти подходы связаны с такими проблемами, как уровень участия государства в экономике, объемы социальных расходов государственного бюджета, а также механизмы перераспределения доходов от богатых к бедным. Поэтому идею справедливости нужно широко обсуждать в обществе, так как ее реализация имеет свою стоимость.
В-третьих, идея справедливости должна определять формирование правоохранительной и судебной систем. То есть дать ответ на классический вопрос, касающийся преступления и наказания. Эволюционное развитие идеи справедливости в этой сфере выработало следующие методы наказания за совершенные преступления:
– компенсационное, то есть максимально карательное, по принципу «око за око»;
– устрашающее. То есть дается сигнал другим, что нельзя так делать;
– восстановительное. В этом случае происходит возмещение ущерба пострадавшему;
– реабилитационное. Общество старается перевоспитать преступников, дать им образование и провести соответствующую терапию.
Таким образом, справедливое правосудие, отвечающее уровню развития общества, повышает устойчивость государства. Платформа идеи справедливости для дальнейшего развития Казахстана, выдвинутая Касым-Жомартом Токаевым, действительно имеет огромный потенциал для консолидации всего нашего общества. Так как справедливость имеет реальную этическую, экономическую, правовую, политическую, социальную ценность. Это общественный идеал, регулирующий нашу совместную жизнь.
Поэтому мы должны не упустить свой шанс изменить свою жизнь в лучшую сторону поверхностным восприятием понятия справедливости, а также игнорированием реальных социальных ожиданий наших сограждан. В завершение хотелось бы привести слова великого философа Иммануила Канта: «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей”.
Ермек Имантаев, экономист