Вопрос улучшения системы государственного планирования обсудили в AMANAT
Реализация некоторых законов идет вразрез с положениями тех документов, которые определяют государственный стратегический план.
Систему государственного планирования в Казахстане, в том числе внесенные изменения в 2024 году, обсудили на заседании республиканского совета по вопросам экономики, цифровизации и развития инноваций при AMANAT, передает Liter.kz.
“Мы знаем, что уже неоднократно были сделаны шаги по пересмотру государственного планирования. Достаточно много поручений было дано по этому вопросу. При этом на сегодня в Мажилисе находятся такие стратегические документы, как Бюджетный кодекс, который непосредственно связан с системой государственного планирования. Большой букет изменений и поправок пришел в Министерство национальной экономики, в части административной реформы. Это вещи, которые напрямую связаны с планированием”, – отметила председатель Совета, депутат Мажилиса Екатерина Смышляева.
По ее словам, реализация некоторых законов идет вразрез с положениями тех документов, которые определяют государственный стратегический план. Основная задача обсуждения заключается в исправлении системных вопросов, связанных с улучшением систем государственного планирования.
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Так, в реализацию пункта 100 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года “Экономический курс Справедливого Казахстана” в соответствии с одобренными подходами Администрации президента РК принята новая система государственного планирования, утвержденная постановлением правительства РК от 29 апреля 2024 года № 350.
Постановлением предусмотрен переход к двухуровневой структуре системы на основе принципа “целеполагание – формирование стратегических целей – реализация”. Новая система, основываясь на долгосрочных документах развития страны, представлена стратегическими документами – Национальный план развития (НПР) и Стратегия нацбезопасности Казахстана. А также реализационными документами – планами развития госорганов, регионов и национальных компаний.
Согласно новой структуре, обеспечивается оптимизация количества разрабатываемых документов. В частности, из системы исключаются общенациональные приоритеты и план территориального развития с интеграцией их положений в проект НПР. Вне системы выводятся концепции, нацпроекты, доктрины, комплексные планы по вопросам развития отраслей, Национальный инфраструктурный план.
“Принятые на момент утверждения системы концепции и нацпроекты действуют до полного исполнения, комплексные планы регионов интегрируются в их планы развития. Таким образом, фокус обновленной системы направлен на гармонизацию стратегического и бюджетного планирования через усиление планов развития как базовых для бюджетного процесса документов”, – сообщил вице-министр национальной экономики РК Бауыржан Кудайбергенов.
Он добавил, что непосредственная реализация и достижение постановленных стратегических целей и задач, в том числе установленных в рамках принятых концепций, нацпроектов, а также исполнение текущего функционала будет осуществляться посредством реализации планов развития. Их формат будет утвержден на уровне приказа МНЭ по согласованию с АСПР и обеспечит приоритезацию мероприятий и проектов через их взаимоувязку с бюджетным процессом и реальными ресурсами.
Кроме того, новой системой пересмотрен подход к декомпозиции индикаторов. По вертикали ключевые национальные индикаторы, устанавливаемые НПР по стратегическим направлениям, декомпозируются госорганами, регионами и национальными компаниями в конкретные задачи, а целевые индикаторы и мероприятия в планы развития.
По словам вице-министра, в рамках горизонтальной декомпозиции для обеспечения согласованности и повышения качества реализационных документов определение целевых индикаторов и мероприятий будет осуществляться под координацией МНЭ по трехэтапному формату.
Первый этап состоит из формирования госорганами целевых индикаторов, механизмов реализации, потребностей в ресурсах и возможных источниках их привлечения, исполнителей, а также сроков и этапов реализации. Во втором этапе ожидается обеспечение в рамках совместных рабочих групп синхронности индикаторов с документами развития смежных отраслей, относящихся к компетенции других госорганов. А в заключительном этапе будет их обсуждение с экспертами и представителями бизнеса.
В результате чего будет предусмотрена ресурсная обеспеченность и усилится взаимосвязь со смежными отраслями по стратегически приоритетным отраслям экономики, обозначенным в НПР.
Также, по данным вице-министра, в рамках дебюрократизации оптимизирован процесс мониторинга за счет оценки реализации только НПР, что обеспечивает сокращение видов и количества отчетности, повышая эффективность самого процесса.
“Сроки и порядок проведения мониторинга, предоставления отчетности будут скорреспондированы с бюджетным процессом и сроками формирования статистических данных на уровне методологии системы. Параллельно будет проводиться цифровизация системы, что позволит систематизировать все показатели документов и своевременно выявлять причинно-следственные связи по их достижению. В результате количество документов обновленной системы сократится в два раза”, – отметил Бауыржан Кудайбергенов.