Восточный ветер: "китайцы" захватывают казахстанский авторынок

Анализ за последние пять лет. 

Илья Огурцов

Китайские автомобили активно захватывают казахстанский авторынок. После кризиса производства полупроводников во всем мире и открытия новых заводов по автосборке конкретно в Казахстане, машин стало больше, а их цены упали. В этот момент на рынок страны ворвался китайский автопром со своими выгодными предложениями и большой модельной линейкой. Как это сказывается на рынке автомобилей в нашей стране, читайте в материале Liter.kz. 

Анализ рынка автомобилей в Казахстане показывает интересные тенденции в продажах китайских, корейских и японских автомобилей за последние два года.

Продажи китайских автомобилей: в 2022 году на рынке Казахстана было реализовано 123,5 тысячи новых автомобилей, из которых китайские бренды заняли 9,5%. В первом квартале 2024 года продажи китайских автомобилей продолжили расти. Это свидетельствует о стабильном увеличении доли китайских автомобилей на рынке.

А вот динамика продаж “китайцев” за последние пять лет.

2019 год – 1 395 единиц,

2020 год – 2 450,

2021 год – 4 012,

2022 год – 11 767,

2023 год – 50 085.

На казахстанском рынке в сегменте легковых автомобилей (по состоянию на март 2024 года) в салонах официальных дилеров доступны автомобили этих брендов:

JAC,  Jetour,  Hongqi, Chery, Changan,  Haval,  Tank, Exeed,  Geely,  Zeekr, FAW, Omoda,  Jaecoo, GAC.

Ожидается, что в ближайшие годы на нашем рынке официально появятся машины брендов BYD, Livan, Kaiyi.

Пока еще не лидер

Сравнение с корейскими и японскими автомобилями: корейские автомобили, такие как Hyundai и Kia, сохраняют лидирующие позиции на рынке. В марте 2024 года Hyundai занял первое место по продажам. Японские автомобили также пользуются спросом, но их продажи снизились из-за прекращения поставок некоторых моделей из России.

Цены на автомобили в Казахстане в 2023 году показали небольшой рост. Но в 2024 году некоторые китайские бренды, как будто наперекор рынку, снизили свои цены.

“Цены на автомобильном рынке, как в сегменте новых авто, так и в сегменте подержанной техники, начали постепенно стабилизироваться во втором полугодии прошедшего года. Причина – снижение давления дефицита, под которым рынок находился с конца 2019 года”, – рассказал CEO Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.

Сейчас бюджетный китайский автомобиль можно купить за 5 млн 590 тыс. тенге, самый дорогой – за 39 млн 990 тыс. тенге. Средняя медианная цена составила 11 млн 990 тыс. тенге.

“Ситуация стала выправляться за счет нескольких факторов: рост производства на казахстанских предприятиях (в 2023 году было выпущено почти 150 тысяч единиц техники, +30% к предыдущему периоду); налаживание предсказуемых и ритмичных поставок автомобилей из Китая; открытие дистрибуции некоторых брендов в Казахстане, поставки которых администрировались их российскими офисами”, – добавил эксперт.

По итогам 2023 года совокупная рыночная доля китайских автобрендов в РК составила 25% продаж новых автомобилей. Рынок Казахстана демонстрирует рост интереса к китайским автомобилям, что отражается в увеличении их доли среди продаж. Корейские автомобили продолжают оставаться в топе, в то время как японские марки испытывают некоторые трудности из-за логистических проблем.

Пока остаются вопросы по надежности китайских автомобилей, которые беспокоят сомневающихся водителей. Но поскольку большинство машин на дорогах еще не отъездили свой гарантийный срок, обширной статистики по их поломкам нет. Но это тема уже для следующего материала.

Новости партнеров