Громкая премьера комической оперы "Айсулу" состоялась в Астане
Премьера прошла на сцене театра "Астана Опера".
На сцене театра "Астана Опера" прошла громкая премьера комической оперы "Айсулу". Созданная Сыдыком Мухамеджановым в 1964 году опера по праву занимает место в истории как первое комическое произведение национального музыкального театра, очаровывающее своей искренностью, юмором и оптимизмом, передает Liter.kz.
Сыдык Мухамеджанов - первопроходец
Талантливые либреттисты Канабек Байсеитов и Куандык Шангитбаев создали сюжет о целинниках, наполнив его теплотой и наивностью и добавив комедийные коллизии. Эта жизнерадостная атмосфера оказалась особенно актуальной для аудитории 1964 года: тогда на сцене блистали выдающиеся мастера - Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Абай Байтугаев и другие.
“"Айсулу" отражает талант Сыдыка Мухамеджанова как первопроходца в новом для казахской музыки жанре. Создав первую комическую оперу, он заложил основу для дальнейшего развития, показал, как национальная музыка и драма могут слиться в произведении, которое обращается к самым искренним чувствам”, - пояснили в театре.
За 60 лет с момента первого показа "Айсулу", было поставлено порядка десяти различных версий этой оперы. Одна из наиболее запоминающихся постановок была представлена 10 лет назад - в 2014 году в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая в Алматы (ныне - Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая).
Кстати, именно там и прошел самый первый показ оперы в далеком 1964 году. Вообще, Сыдык Мухамеджанов создал свою оперу к 10-летнему целинному юбилею - премьера "Айсулу" состоялась в дни празднования, собрав под крышей алматинского театра молодых целинников со всех уголков страны.
Ну а теперь, спустя 60 лет, постановка вновь зажила новой жизнью: приуроченную к 100-летнему юбилею Сыдыка Мухамеджанова оперу представили на сцене "Астана Опера". Коллектив столичного театра, обращаясь именно к этому произведению, создал свою собственную версию.
Так, было решено в полном объеме восстановить сценическую драматургию. Для этого в театре провели кропотливую работу в архивах, исследовали рукописи композитора и либреттистов.
Таким образом, восстановленные сцены позволяют по-новому ощутить глубину и размах музыкальной драматургии, бережно сохраняя ее комический тон и легкость.
Серке и Айсулу: знакомство
Так о чем же повествуется в опере "Айсулу"?
В центре сюжета - амбициозный юноша по имени Серке, мечтающий о высшем образовании и успешной карьере. Он влюблен в девушку Айсулу - это первая красавица и образцовая работница колхоза, об ее заслугах пишут в газетах, где ее портреты выходят на первых полосах.
Постановка открывается сценой вокзала - символа движения, надежды и новых начинаний, что ярко подчеркивает режиссерскую концепцию Еренбака Тойкенова, основанную на динамике.
В первом акте вместо привычной для режиссеров сцены алматинского базара мы видим живописную картину вокзала, где царит оживленная атмосфера: кругом приезжие и местные молодые люди в поисках новых возможностей. Здесь Серке встречает продавца газет, который и подсказывает, как можно попасть в Дом ученых, в котором проживает новоиспеченный кандидат наук Хасен. Он должен помочь ему поступить в университет.
Сцена празднования защиты диссертации Хасена переносит зрителей в советскую эпоху, где музыка, шампанское и другие детали создают живой портрет недавнего прошлого.
Серке, войдя в кураж, рассказывает всем о своем знакомстве с Айсулу, восхваляя ее успехи и красоту. Иными словами, хвастается девушкой, о которой говорят все в городе. Он делится с Хасеном и Аубакиром тем, где она живет и вскоре осознает, какую ошибку совершил…
Любовь побеждает все
Во втором акте постановка переносится в колхоз, где декорации раскрывают ежедневный труд доярок и плотников, наполняя сцену энергией рабочих будней. Артисты создают яркие картины сельской жизни - зритель видит девушек с бидонами и ведрами, плотников с инструментами, наблюдает за работами на сеновале.
Все это обрамляют комичные поиски Хасена и Аубакира, которые попадают в путаницу из-за сестер Айсулу - Жансулу и Нурсулу. Пытаясь оставить парней работать в колхозе, председатель выдает сестер за Айсулу, и это приводит к череде забавных и романтических ситуаций.
Финал постановки достигает апогея комедийного жанра, когда Серке решает разыграть всех, инсценировав собственную смерть. Сцена, где герои и зрители вместе переживают горе от "утраты", а затем радость возвращения Серке, становится моментом катарсиса.
Растерянная Айсулу в конце концов прощает его - любовь в очередной раз победила. Спектакль завершается торжественным тройным свадебным празднованием, где три пары обретают друг друга.
Насыщенный вокал и актерская выразительность
Опера "Айсулу" в исполнении солистов театра "Астана Опера" раскрылась как музыкально и драматически цельное произведение, органично соединяющее вокальное мастерство, актерскую выразительность и новаторское режиссерское видение.
Партия Айсулу, исполненная кавалером ордена "Құрмет" Айзадой Капоновой и Назым Сагинтай, заслуживает всяческих похвал. В знаменитой арии Айсулу певицы продемонстрировали исключительное владение динамикой и фразировкой, передавая искренность и глубокую эмоциональную наполненность образа первой красавицы и души колхоза. Их вокальная техника сочеталась с точной актерской игрой, подчеркивающей идеалы трудолюбия и искренности, характерные для советского времени.
Роль Серке блестяще исполнили баритоны Динмухамед Кошкинбаев и Талгат Галеев. Богатая звуковая палитра и точность интонации позволили создать яркий образ амбициозного юноши, чьи мечты и стремления сталкиваются с искренними чувствами к Айсулу.
Друзья Серке - Хасен и Аубакир - в исполнении Шынгыса Расылхана, Ержана Саипова, Талгата Аллабиринова и Артура Габдиева добавили постановке элементы юмора и легкости. Их ансамбли отличались слаженностью, вокальной свободой и богатством тембров, создавая живые образы молодежи того времени.
Яркими вокальными и сценическими эпизодами запомнилось исполнение партий Жансулу и Нурсулу, представленных заслуженной артисткой Казахстана Жаннат Бактай, Асем Сембиной, Татьяной Вицинской и Салтанат Муратбековой. Сопрано и меццо-сопрано певиц звучали в идеальном ансамбле, украшая музыкальную ткань спектакля остроумием.
Маленьких ролей не бывает, и это доказали исполнители партий Милиционера и Продавца газет - Султан Бакытжан, Академика - Валерий Селиванов и Болат Есимханов, Абдикадыра - заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев и Валерий Селиванов.
Все артисты так умело вошли в комические роли, и, пожалуй, секрет этого кроется в том, что уже свыше пяти лет на сцене Камерного зала успешно реализуется проект Театр Piccolo, который помогает молодым талантам раскрывать и улучшать свои комедийные навыки.
Как создать атмосферу эпохи 1960-х годов?
“Целостность произведения подчеркнул симфонический оркестр театра под управлением народного артиста Казахстана, дирижера-постановщика Абзала Мухитдина, осуществившего новую музыкальную редакцию. Маэстро сумел выявить тончайшие эмоциональные нюансы партитуры, гармонично соединяя лирические и массовые сцены”, - рассказали в театре.
Отдельного внимания заслуживает работа хора под руководством главного хормейстера "Астана Опера", заслуженного деятеля Казахстана Ержана Даутова. Коллективу удалось создать атмосферу эпохи, подчеркивая коллективный дух всех массовых сцен.
Художественное оформление спектакля, созданное заслуженными деятелями Казахстана Софьей Тасмагамбетовой и Павлом Драгуновым, правдоподобно воссоздало жизненные реалии 1960-х годов. Множество деталей - от оформления вокзала, алматинских квартир, сцен колхоза, до ярких и разнообразных костюмов - органично дополняли музыкальное повествование.
Световые решения Сергея Шевченко и проекции Павла Суворова сделали спектакль выразительным, и, несмотря на то, что в центре сюжета советская эпоха, - идущим в ногу со временем.
Опера "Айсулу" Сыдыка Мухамеджанова благодаря режиссерской изобретательности, профессионализму всей постановочной группы и мастерству артистов приобрела новое дыхание. Показы прошли при поддержке Министерства культуры и информации РК.