Все стороны многоженства
К многоженству в разных странах относятся по-разному. В тех, которые выбрали курс на развитие и модернизацию, это считается пережитком прошлого. Но на просторах Центральной Азии такое явление еще имеет место быть. В последнее время эксперты бьют тревогу. Дело в том, что в современном мире, который активно стремится к гендерному равенству и полному соблюдению прав человека, Центральная Азия демонстрирует тревожную тенденцию, которая ставит под вопрос достижения в этих областях.
Исторический контекст
Несмотря на законодательные запреты в Центральной Азии, в этом регионе продолжает оставаться популярной практика многоженства, которая представляется здесь не просто архаичной реликвией, а, скорее, глубоко укоренившимся социальным феноменом. Эта практика не только нарушает закон, но и является символом более глубоких, системных проблем, связанных с ограничением прав и свобод женщин.
Исторические корни многоженства в Центральной Азии уходят глубоко в прошлое и связаны с социальными, экономическими и культурными особенностями местных сообществ. На протяжении веков полигамия воспринималась как норма и часто ассоциировалась с социальным статусом и благосостоянием мужчины. Кроме того, многоженство нередко было связано с необходимостью выживания в условиях сурового климата и нестабильной социально-экономической ситуации, когда наличие большой семьи обеспечивало дополнительные человеческие ресурсы и повышение шансов на продолжение рода.
Со временем под влиянием глобализации, развития общественных институтов, урбанизации, которые привели к изменению демографического состава населения, повышению уровня грамотности и экономической самостоятельности женщин, отношение общества к многоженству начало меняться. В некоторых странах региона были приняты законы, запрещающие или ограничивающие практику многоженства. Однако, несмотря на эти изменения, это явление все еще остается распространенным в Центральной Азии.
Поэтому сейчас эксперты заняты исследованием исторического, правового, социально-экономического и культурного контекста многоженства. Особенно акцент делается на том, как оно влияет на права женщин и детей. В этом материале мы постараемся объяснить нашим читателям явление многоженства в Центральной Азии и рассказать, какие есть идеи для искоренения практики многоженства и улучшения положения женщин и детей в регионе.
Причины многоженства
Говоря о том, почему современные женщины в регионе выбирают полигамный брак, стоит отметить, что причины в значительной мере трансформировались. Если раньше в основном это были экономические обстоятельства, то сейчас на выбор женщины часто влияют социальные предпосылки и даже, как бы парадоксально это ни звучало — стремление к личной свободе.
Сегодня многоженство трансформировалось. Женщины становятся вторыми женами не только ради улучшения своего экономического положения, но в том числе и для того, чтобы получить гостевой брак без обязательств, — говорит доктор философских наук и эксперт по гендерным вопросам из Таджикистана Зулайхо Усмонова.
По ее оценкам, рост случаев многоженства в Таджикистане произошел во время и после Гражданской войны 1992–1997 годов. Эксперт связывает это с уязвимостью женщин, которые потеряли мужей и были вынуждены выживать в тяжелых условиях. Сегодня мотивация у женщин, которые решаются на полигамный брак, изменилась.
Тем временем исследование ассоциированного профессора Назарбаев Университета в Казахстане, доктора философии Элен Тибо также подтверждает, что не только экономическая ситуация влияет на практику вступления в подобные союзы.
Как отмечает в своем исследовании феномена многоженства Элен Тибо, даже если некоторые считают, что многоженство является патриархальным институтом, неблагоприятным для женщин, мы также должны изучить идею о том, что многоженство представляет собой способ для казахстанских женщин избежать традиционных брачных обязательств.
В стране многие домохозяйства по-прежнему состоят из представителей нескольких поколений; келин, то есть невестка, по традиции должна заботиться о родственниках мужа. В интервью одна девушка, токал, рассказала, что у нее нет желания играть роль традиционной жены, которая нужна, чтобы служить своему мужу, в обмен на материальный комфорт, и заявила, что она гораздо счастливее чувствует себя в роли второй жены, — подчеркивает исследовательница.
Общественные установки играют ключевую роль в поддержании практики многоженства. Социальное восприятие женщин в контексте многоженства часто связано с их ролью в качестве матерей и домохозяек, в то время как мужчины воспринимаются как главы семьи и основные добытчики. Это усиливает гендерные стереотипы и поддерживает неравенство между полами. В связи с этим особую роль играет религиозный и культурный контекст, влияющий на восприятие брака и сексуальных отношений.
У нас в обществе существует определенный религиозный окрас. Женщины не могут заниматься сексом вне брака, поэтому замужество — это легализация на сексуальную жизнь, которую берут в качестве разрешения у общества. Если есть никох, но нет официальной регистрации, то в традиционных сообществах это считается полноценным браком. Поэтому можно сказать, что причинами вступления в полигамный брак может быть многое — от желания состоять на финансовом содержании до возможности заниматься сексом, — отмечает психолог, феминистка, правозащитница из Таджикистана Фируза Мирзоева.
В контексте Узбекистана, начиная с 1990-х годов, в стране произошел консервативный поворот, в результате которого участились договорные браки, когда родители выбирают партнеров для своих взрослых детей. Эта практика иногда приводит к тому, что мужчины не сохраняют верность в браке и вступают в так называемые шариатские браки, при которых они могут иметь несколько жен без официальной регистрации. Женщины, вступающие в такие браки, часто оказываются в зависимом положении, поскольку их права не защищены законом. Однако для некоторых женщин такой брак кажется предпочтительнее, чем жизнь в патриархальном обществе с ярлыком "старой девы".
Масштаб распространения
Вместе с тем оценка реального распространения практики многоженства в Центральной Азии осложнена прежде всего отсутствием всесторонних исследований по теме. Большинство таких браков не подлежат официальной регистрации, что существенно затрудняет сбор достоверных данных.
Тем не менее попытки оценить общественное мнение и уровень лояльности общества к данной практике предпринимаются. Исследование Pew Research Center 2019 года о бытовых укладах в 130 странах и территориях дает некоторое представление о многоженстве в глобальном масштабе. Согласно этому исследованию, всего около 2% населения мира живет в полигамных домохозяйствах, и в подавляющем большинстве стран этот показатель составляет менее 0,5%. Хотя многоженство и встречается в странах Центральной Азии, согласно результатам исследования, мусульмане, проживающие здесь, как правило, считают его неприемлемым.
В Кыргызстане 53% опрошенных считают многоженство морально неприемлемым. В Казахстане процент мусульман, которые не одобряют многоженство, выше — 62% опрошенных. В Таджикистане 47% опрошенных выразили мнение, что многоженство морально неприемлемо.
Эти данные показывают, что в большинстве стран Центральной Азии преобладает мнение, что многоженство морально неприемлемо, хотя и существует значительный процент населения, которое относится к нему терпимо.
По результатам исследования профессора Элен Тибо, в Казахстане также лишь около трети опрошенных респондентов (это более трех тысяч мужчин и женщин разного вероисповедания) ответили положительно на вопрос о поддержке легализации многоженства. Из чего профессор делает вывод, что, несмотря на распространенность, многоженство для большинства в Казахстане остается социально неприемлемым.
При этом эксперты говорят, что география распространения многоженства не поддается четкой систематизации. Активистки из стран региона говорят, что ошибочно полагать, что многоженство ограничивается исключительно отдаленными и изолированными сообществами.
Я думаю, в крупных городах больше случаев многоженства, учитывая, что у городского населения больше денег. Тем более в сельской местности гораздо сложнее скрыть второй брак. А люди стараются лишний раз не привлекать внимания к такому образу жизни, потому что он порицается, — пояснила Зулайхо Усмонова.
Психолог ОФ "Общественное здоровье и права человека", феминистка, правозащитница из Таджикистана Фируза Мирзоева считает, что ситуация очень разнородная.
В светском обществе, среди образованного населения, многоженство не поощряется, но в целом по стране идет тенденция к архаизации. В регионах женщина может быть второй женой, чтобы получить статус, независимость от семьи и "уважение". Все зависит от традиционных обычаев области, уровня образования и информированности в той или иной местности, — указала она.
Руководитель Прогрессивного общественного объединения женщин "Мутакиллим"" из Кыргызстана, феминистка Жамал Фронтбек қызы рассказала, что многоженство распространено на юге Кыргызстана и в отдельных религиозных, традиционных, закрытых сообществах и махаллях.
Можно предположить, что в Узбекистане вторые жены чаще могут встречаться в таких традиционных регионах, как Ферганская долина. Если у женщин нет социальной лестницы в патриархальной среде, то одна из возможностей вырваться из отчего дома — стать первой или второй женой, — констатирует активистка из Узбекистана и феминистка Анастасия Север.
Правовые аспекты
Правовые рамки многоженства в регионе отличаются от страны к стране. На фоне остальных выделяется Казахстан — единственная из пяти стран, где многоженство не является преступлением. Закон о браке здесь запрещает его регистрацию, если один из пары уже женат или замужем, но при этом уголовно многоженство не наказывается. В уголовных кодексах Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана есть статьи, предусматривающие наказание за многоженство разной степени — от штрафов и исправительных работ до лишения свободы на срок до пяти лет.
При этом важно отметить, что в кодексах всех четырех стран многоженство трактуется как сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, и, соответственно, только в такой трактовке подпадает под действие закона, в чем некоторые юристы видят лазейку. Рост количества случаев таких браков говорит о том, что этой лазейкой охотно пользуются мужчины, решившие завести вторую жену.
В нынешних реалиях закон скорее не помогает бороться с многоженством, а, напротив, позволяет существовать феномену "второй жены" в социуме. То есть изменять жене или быть любовницей — социально неодобряемая ситуация, но быть второй женой — нормально. "Вторая жена" обросла новыми смыслами, которые сейчас активно тиражируют в рекламе, медиа и среди блогеров, — делится размышлениями гендер-активистка из Узбекистана, основательница Sarpa Media Вера Сухина.
Таким образом, несмотря на разницу законодательства, общим для региона является разрыв между законом и его практическим применением, особенно в географиях, где традиции продолжают поддерживать многоженство. Такая ситуация, усугубленная коррупцией и слабой работой правоохранительных систем, ставит под вопрос эффективность нынешнего подхода к регулированию многоженства и защиты прав женщин в регионе.
Влияние на права женщин
Несмотря на отдельные упомянутые ранее кейсы, когда девушки выбирали роль второй жены, чтобы обрести больше свободы, чаще всего многоженство негативно влияет на свободы и права женщин, приводя к их дискриминации. В полигамных браках женщины часто сталкиваются с ограничениями в доступе к образованию и профессиональной карьере. Эти ограничения могут быть связаны как с экономическими факторами, например, распределением семейных ресурсов в пользу мужа или детей, так и с установками о роли женщины в обществе. Какими бы ни были факторы, это влияет на возможности женщин. В полигамных браках женщины часто вынуждены заниматься неквалифицированным трудом или оставаться дома, что уменьшает их экономическую независимость и усиливает зависимость от мужа.
Как правило, первые жены финансово зависимы от мужа. Если они узнают о второй жене и пытаются бороться, то сталкиваются с экономическим и психологическим насилием, а иногда и с физическим. Ко мне также обращались вторые жены, но их запрос формировался иначе — скорее о том, как получить желаемое признание своего статуса со стороны мужчины и его семьи. Можно сказать, что каждая из женщин, будучи первой или второй женой, сталкивается со сложностями принятия, признания, безопасности, — говорит Фируза Мирзоева.
Психологические последствия многоженства для женщин часто недооцениваются. Женщины в таких отношениях могут испытывать хронический стресс, тревожность и депрессию, чувство неуверенности и неполноценности, которые могут усугубляться из-за социальной стигматизации и отсутствия эмоциональной поддержки. В среде, где многоженство является нормой, женщины могут чувствовать себя бессильными изменить ситуацию, что усиливает психологическое давление.
Одна из героинь из Таджикистана, которая пожелала оставить свое имя неизвестным, рассказала, что была молодой и влюбленной. Она родилась на севере страны, в 20 лет познакомилась с мужчиной вдвое старше ее и позже совершила с ним никох (религиозный брак), став второй женой.
Мы встречались несколько лет, а затем провели свадьбу в моем селе и заключили религиозный брак. После свадьбы я осталась у родителей, в области, а он вернулся в Душанбе. Виделись не так часто. Я очень страдала в этих отношениях: считала, что меня обманули, подставили, поступили несправедливо. Было много слез и горечи. Прошло около пяти лет, прежде чем мы решили расстаться друг с другом. Расставание происходило спокойнее, потому что мы отдалились друг от друга. Время и расстояние сделали свое дело, — рассказала женщина.
Дети, растущие в полигамных семьях, также сталкиваются с психологическими и эмоциональными вызовами. Они могут испытывать конфликты лояльности, стресс из-за нестабильности и конкуренции за внимание и ресурсы родителей. Это может привести к эмоциональным трудностям и изменениям поведения.
Образовательные возможности детей в полигамных семьях часто ограничены из-за необходимости распределения ресурсов между большим количеством детей. Это может приводить к недостатку внимания к индивидуальным образовательным потребностям каждого ребенка. Кроме того, дети в таких семьях часто сталкиваются с дополнительными обязанностями по уходу за младшими членами семьи, что может отвлекать их от учебы.
Перспективы решения проблемы
В борьбе с многоженством страны по всему миру активно принимают меры, включающие как законодательные, так и образовательные инициативы. В этом процессе ключевую роль играют международные организации, в том числе ООН, которые нацелены на поддержку прав женщин и детей. Основой этих усилий служат международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека, подтверждающая равенство всех людей; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW); Международный пакт о гражданских и политических правах (ICCPR); Конвенция о правах ребенка (CRC). Эти документы формируют основу международного права в сфере гендерного равенства.
Но глобальные инициативы обязательно должны обретать реальные очертания на местах. Каждая страна должна активно вносить свой вклад в усилия по соблюдению этих прав. И для этого мало лишь ужесточения законодательства. Необходим комплексный подход, включающий образовательные программы для повышения осведомленности о гендерных вопросах и укрепления экономической независимости женщин. Образование может стать ключевым инструментом, позволяя женщинам лучше понимать и защищать свои права, а также снижая их уязвимость перед социальным и финансовым давлением.
Кроме того, необходимы инициативы, направленные на экономическую поддержку женщин, в том числе через развитие женского предпринимательства. Это укрепит позиции женщин в обществе. Важно также изменять общественные установки и культурные нормы, чтобы преодолеть гендерные стереотипы и способствовать равенству полов.
В целом борьба против нарушений прав женщин, в том числе посредством поддержания практики многоженства, требует согласованных действий на всех уровнях — от национального до международного. Только так можно добиться значительных изменений в отношении к женщинам и улучшить их положение.
Люди должны понимать, что бенефициарами процесса станут все. Потому что дискриминация женщин комплексно влияет на уровень развития страны. Когда женщины становятся равноправными участниками экономической, политической и социальной жизни, последствия этого изменения оказываются многообразными. Исследования показывают, что включение женщин в экономику способствует общему экономическому росту. Организации, в которых женщины занимают руководящие позиции, часто демонстрируют более высокую успешность и инновационность. Политическое участие женщин вносит важный вклад в устойчивость и эффективность управления, способствуя более сбалансированному и всестороннему принятию решений.
Усиление роли женщин в обществе также приводит к повышению качества здравоохранения и образования не только для самих женщин, но и для всего общества. Женщины, обладающие экономической самостоятельностью и имеющие неограниченный доступ к образованию, чаще инвестируют в здоровье и образование своих детей, что способствует снижению уровня детской смертности и улучшению образовательных результатов.
Более того, снижение уровня бедности и повышение качества жизни в целом являются прямыми результатами гендерного равенства. Женщины, получающие равную зарплату и имеющие равные возможности на рынке труда, способствуют устойчивому экономическому росту и сокращению общего уровня бедности в обществе. Гендерное равенство способствует созданию более справедливого и гармоничного общества. Когда женщины и мужчины имеют равные возможности для самореализации, это способствует снижению гендерного дисбаланса и неравенства, создавая более стабильное и процветающее общество.
В целом продвижение равноправия женщин, в том числе посредством борьбы с такими формами дискриминации, как многоженство, не только правильно с этической точки зрения, но и выгодно с экономической и социальной. Это не просто цель в себе, но и необходимый элемент для достижения устойчивого развития и общего благосостояния нации.
Оксана Давыдова, Астана