Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 488.11  530.09  5.01

Казахстанцы никогда не заработают на кешбэке. Эксперт объяснил, почему

В первую очередь смотрите на товар или услугу, а потом на кешбэк.
14.05.2021, 13:19
Казахстанцы никогда не заработают на кешбэке. Эксперт объяснил, почему

Кешбэк предлагают на каждом шагу и в самых разных сферах торговли. Банки, магазины, интернет-платформы подкупают казахстанцев соблазнительными цифрами, которые, после покупки, могут вернуться им обратно на счет. Как происходит получение кэшбэка, в чем выгода для покупателя и продавца, есть ли подвохи, обсудим на Liter.kz.

Казахстанский экономист Эльдар Шамсутдинов в программе «На пальцах» телеканала «Хабар 24» рассказал, что такое кешбэк, а также кому он больше выгоден - банкам или клиентам.

Что такое кешбэк?

Кешбэк (на англ. сashback - возврат наличных) – это термин, который обозначает возврат части стоимости покупки на счет карты. С помощью этой опции можно вернуть от 1% до 10% от суммы покупки. В случае с банковскими сервисами этот термин используется для обозначения услуги, представляющей собой бонусную программу, которая возвращает покупателю часть потраченных денег на покупку обратно на карту в конце отчетного периода. Чаще всего таким отчетным периодом выступает месяц.

Зачем банкам выдавать кешбэк?

Эльдар Шамсутдинов выделил несколько причин, почему банки хотят выдавать казахстанцам кэшбэк и зачем ему нужна их лояльность.

Во-первых, с помощью кешбэк-сервисов банки привлекают новых клиентов и даже могут переманить давних и верных пользователей других банков, которые раньше не хотели менять обслуживание.

Во-вторых, для банков кешбэк выгоден тем, что он увеличивает сумму транзакции, которая облагается комиссионными.

В-третьих, срабатывает механизм «овернайт», когда все деньги, которые хранятся в банках, «переночевали» на счетах, что дает банкам возможность заработать. По факту, банк делится с казахстанцами своей прибылью.

В-четвертых, кешбэк-сервисы мотивируют пользователей тратить больше - срабатывает своеобразная "психологическая ловушка".

Кроме банковских продуктов большой популярностью, в последнее время, пользуются кешбэк-порталы – интернет-сервисы, направляющие пользователей в партнерские интернет-магазины по продаже товаров и услуг. Они помогают сравнить цены в разных магазинах, сообщают о проводимых акциях и скидках, предлагают различные способы онлайн-оплаты и так далее. Если вы оплачиваете товар или услугу через кешбэк-портал, то деньги возвращает не банк, а используемый сайт.

"Как устроены кешбэк-сервисы? Они выступают неким "трейд-хаусом" и делятся с вами комиссией, которую получают от продавца. Продавая вам товар, они отдают вам часть комиссии: получают 10%, 1% отдают вам. Важно понимать, что добросовестный кешбэк-сервис будет продавать вашу покупательскую способность, то есть ваши данные, для рекламодателей. Недобросовестный может продать ваши персональные данные либо украсть вашу карточку", - заметил экономист.

Кешбэк можно получить и в определенной торговой сети, с которой взаимодействует банк. В том случае за покупки по карте начисляется повышенный кешбэк в виде бонусов - 2-3-5%. Потратить их можно только в этой торговой сети и нигде больше. Выгода магазина - повышение лояльности покупателей, увеличение оборота, среднего чека и количества покупок, а значит и рост прибыли. Покупатели, получая определенные скидки по карте, с большей вероятностью будут совершать покупки именно там. Банк в этом случае не платит их своего кармана ни копейки. Все расходы на себя берет магазин.

"Кешбэк от торговой сети – это, по факту, отложенная скидка, которую вы получаете через некоторое время в виде "денежного суррогата" и получаете их только на следующие покупки", - объяснил Шамсутдинов.

Сам кешбэк может быть разным: одни банки начисляют кешбэк на текущий счет клиента живыми деньгами, другие - на отдельный счет, а также баллами или милями. Такие бонусы, по словам специалиста, еще называют «фантиками». У большинства банков есть особые условия для того, чтобы впоследствии воспользоваться «фантиками». Например, оплатить ими покупку в конкретном магазине или в определенной сети АЗС.

"Работа с «фантиками» банкам наиболее выгодна. Об этом говорит и тот факт, что в 2020 году некоторые казахстанские банки снизили размер кешбэка. Самоизоляция и карантин вынудили казахстанцев больше совершать безналичных платежей: за первое полугодие 2020 года объемы транзакций с использованием банковских карт выросли на 57,1% по сравнению с прошлым годом. Точно так же увеличилось количество транзакций и средний чек – и банки стали оптимизировать затраты. Многие из них пересматривают свои программы лояльности в сторону начисления «фантиков», ведь в этом случае все затраты по кешбэку ложатся на плечи партнеров – сетей магазинов, АЗС, ресторанов и так далее. И в этом случае банк даже может увеличивать процент кешбэка – платить-то все равно не ему", - заметил экономист.

В данном случае, по мнению Шамсутдинова, срабатывает психологический эффект: в бонусной программе клиент может, в некоторых случаях, оплачивать до 100% от стоимости покупки накопленными баллами.

"Это может подтолкнуть держателя карты как можно чаще ее использовать и копить «фантики». А банк может развивать бонусную программу, как комплексную экосистему и формировать позитивные эмоции от сервиса, вовлекая клиента в постоянное использование собственной платежной инфраструктуры. Можно даже услышать такую формулировку в рекламных слоганах: "кешбэк - карта, которая зарабатывает". И, это выглядит очень заманчиво для клиента банка: можно тратить деньги в магазинах, ресторанах, при крупных приобретениях, и получать часть денег обратно", - отметил он.

На самом же деле ни о каком заработке речь не идет, отмечает специалист, ведь ни один банк не будет раздавать своим клиентам деньги просто так.

"Зарабатывать на кешбэках очень сложно и, наверное, это не та практика, которой следует придерживаться, поскольку невозможно заработать деньги, только тратя их. Кешбэк не способствует накоплению, кешбэк способствует только дополнительным расходам. Это подстегивает вас всегда тратить больше. Есть, конечно, люди, которые придерживаются стандартной стратегии, просто тратя на необходимые нужды, и тем самым накапливая кэшбэки, которые потом в том числе на коммунальные услуги", - сказал специалист.

В связи с этим эксперт не рекомендует казахстанцам акцентировать свое внимание на кешбэк-сервисах. В первую очередь необходимо смотреть на товар или услугу, и понимать, есть ли в них реальная потребность. Кешбэк можно рассматривать, как дополнительный приятный бонус, который, по большому счету, не особо и нужен.

Новости партнеров
×