Выборы акимов в Казахстане: названы условия их вступления в должность после избрания

Редакция "Литер"

24 июня проходит заседание Центризбиркома по вопросам организации и проведения выборов акимов сельских округов. В нем принимают участие представители Агентства по делам государственной службы, Генеральной прокуратуры, Комитета национальной безопасности, Министерств юстиции, финансов, внутренних дел, а также политических партий, в режиме ВКС территориальные избирательные комиссии областей, в режиме онлайн - представители средств массовой информации.

На повестку дня заседания вынесены следующие вопросы:

Об утверждении типового Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан;

О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

О перечне документов, представляемых кандидатами в акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа в районную (городскую) избирательную комиссию для проверки соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы;

Об установлении форм избирательных документов по выборам акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан;

О финансировании выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан, в том числе по вопросам расходов кандидатов;

Об организации электорального обучения в период кампании по выборам акимов сельского уровня и Учебно-методическом комплексе «Выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан: правовые основы избирательного процесса и организация работы избирательных комиссий»;

О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 при организации и проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов;

Об утверждении Инструкции по работе и сопровождению интернет-страниц территориальных избирательных комиссий Республики Казахстан при проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

В первой части заседания были рассмотрены четыре вопроса повестки дня.

С докладом по первому вопросу повестки дня выступил член Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Ерлан Дауылбаев.

Он подробно доложил о полномочиях избирательных комиссий всех уровней при проведении выборов сельских акимов, а также отметил, что Центральная избирательная комиссия при выборах акимов в рамках своих полномочий оказывает методологическую помощь ТИК, устанавливает формы избирательных документов и обеспечивает финансирование избирательных мероприятий. Подготовка и проведение прямых выборов сельских акимов - исключительная компетенция территориальных избирательных комиссий районов и  городов.

В рамках доклада Ерлан Дауылбаев остановился на каждом этапе избирательной кампании. Так, он сообщил, что в соответствии с избирательным законодательством Республики Казахстан, выборы назначаются территориальными избирательными комиссиями не менее чем за 40 дней и  проводятся не менее чем за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. В случае досрочного прекращения полномочий акима выборы назначаются в течение месяца и проводятся в месячный срок со дня их назначения.

Выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за пятнадцать дней до дня проведения выборов.

Кандидаты могут выдвигаться следующими способами:

Политическими партиями из числа своих членов. При этом политическая партия вправе выдвигать лишь одного кандидата в одном избирательном округе.

Путем самовыдвижения, обеспечив сбор подписей не менее 1% от общего числа избирателей соответствующего округа имеющих право голосовать.

Акимом района (города областного значения), если на день окончания выдвижения будет выдвинуто менее двух кандидатов.

Для избрания акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа гражданин Республики Казахстан должен быть не моложе 25 лет, дееспособным, соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, не иметь судимости и факта совершения коррупционного преступления, коррупционного правонарушения признанных в установленном законом порядке.

Кандидат в акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа в случае его самовыдвижения должен быть поддержан не менее чем одним процентом голосов от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, имеющих право голосовать. Поддержка избирателей удостоверяется сбором их подписей.

Регистрация кандидатов начинается после получения всех необходимых документов и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за 10 дней до дня выборов.

Предвыборная агитация кандидатов начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов, то есть за 10 дней до дня выборов, и заканчивается в 00:00 по местному времени дня, предшествующего дню выборов.

Итоги выборов устанавливаются территориальной избирательной комиссией района (города) в течение трех дней.

Избранным акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа считается кандидат, набравший большее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании по сравнению с другими кандидатами.

Территориальные избирательные комиссии района (города) в течение семи дней осуществляют регистрацию избранного акима. Полномочия избранного акима начинаются с момента его регистрации соответствующей территориальной избирательной комиссией.

По второму вопросу заседания выступил член Центризбиркома Серик Сыдыков. Он сообщил, что в связи с введением прямых выборов акимов городов районного значения, села, поселка, сельского округа Постановление Центризбиркома  «О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан» № 4/408 предусматривает поправки в 11 постановлений Центризбиркома связанных с вопросами:

Правил открытия специального временного счета и расходования средств избирательного фонда (постановление ЦИК от 7 августа 1999 года № 19/222).

Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления (постановление ЦИК от 25 июня 2007 года № 90/178).

Правил и условий проведения предвыборных дебатов (постановление ЦИК от 25 августа 2018 года № 12/198).

Правил выдачи и учета открепительных удостоверений на право голосования (постановление ЦИК от 8 апреля 2009 года № 161/306).

Инструкции по регистрации доверенных лиц (постановление ЦИК от 21 ноября 2011 года № 62/108).

Правил хранения избирательных документов (постановление ЦИК от 17 июля 2014 года № 11/236).

Формы избирательных бюллетеней для голосования по выборам Президента, депутатов Мажилиса Парламента, депутатов маслихатов Республики Казахстан (постановление ЦИК от 23 августа 2018 года № 11/192).

Правил формирования списков избирателей для голосования, а также их представления в избирательные комиссии (постановление ЦИК от 23 августа 2018 года № 11/197).

Правил и объема размещения периодическими печатными изданиями сообщений избирательных комиссий за счет средств, предусмотренных республиканским и местным бюджетами (от 25 августа 2018 года № 12/201).

Правил и объемов выделения средств кандидатам для выступления в средствах массовой информации (от 25 августа 2018 года № 12/202).

Правил внесения изменений в избирательные бюллетени в случаях снятия кандидатуры, отмены решения о выдвижении кандидатом, отмены решения о регистрации кандидатов, партийных списков (от 19 сентября 2018 года № 16/209).

По третьему вопросу повестки дня выступил заместитель Председателя Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбаев.

Он сообщил, что кандидаты в акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа для проверки соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы представляют в районную (городскую) избирательную комиссию следующие документы:

копию документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;

послужной список кандидата в акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа по форме, согласно приложению к настоящему перечню;

копию трудовой книжки;

копии документов об образовании.

К копиям документов об образовании, выданных обладателям международной стипендии «Болашак», прилагается копия справки о завершении обучения по международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», выданной акционерным обществом «Центр международных программ».

С докладом по четвертому вопросу заседания выступил заведующий отдела организации избирательного процесса аппарата Центризбиркома Даурен Искаков.

Он сообщил, что в соответствии с Конституционным Законом «О выборах в Республике Казахстан» Центризбирком устанавливает формы избирательных документов по выборам акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан.

Так, Центризбиркомом подготовлены 18 форм избирательных документов по выборам сельских акимов.

Предлагаемые формы избирательных документов предусмотрены для оформления выборных процедур избирательных комиссий на конкретных этапах кампании: выдвижения, регистрации и установлении итогов.

Вторая часть заседания по оставшимся вопросам повестки дня была намечена на 15:00.

Во второй части заседания были рассмотрены следующие вопросы:

5. О финансировании выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан, в том числе по вопросам расходов кандидатов.

6. Об организации электорального обучения в период кампании по выборам акимов сельского уровня и Учебно-методическом комплексе «Выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан: правовые основы избирательного процесса и организация работы избирательных комиссий».

7. О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 при организации и проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.

8. Об утверждении Инструкции по работе и сопровождению интернет-страниц территориальных избирательных комиссий Республики Казахстан при проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

С докладом по пятому вопросу повестки дня выступила Секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Сабила Мустафина.

Она сообщила, что в Законе о республиканском бюджете на 2021 год предусмотрены расходы на обеспечение и проведение выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в сумме 4,7 млрд тенге до конца текущего года, с учетом проведения досрочных выборов акимов. Кроме этого, в соответствии с КЗ «О выборах в Республике Казахстан», государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации.

Так, государство гарантирует кандидатам равные объемы выделения средств для выступлений со своими программами в средствах массовой информации: на телевидении (в прямом эфире или в записи) 15 минут, на радио 10 минут, для публикаций в периодических печатных изданиях или сетевых изданиях двух статей не более 0,1 печатного листа.

Размер расходов, выделяемых кандидатам в акимы городов районного значения, сел, поселков, сельских округов на выступления кандидатов в средствах массовой информации, проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов, транспортные расходы определяется соответствующей областной избирательной комиссией.

В бюджете предусмотрены кандидатские расходы на проведение предвыборной агитации кандидатами в акимы сел, поселков, сельских округов из расчета 220 тысяч тенге на одного кандидата и 230 тысяч для кандидата в акимы города районного значения.

Средства будут распределены между 14 областями через счета местных исполнительных органов, согласно плану финансирования. Областные территориальные избирательные комиссии, в свою очередь, будут распределять средства только на те районы, где планируется проведение выборов сельских акимов.

Расходование средств со счета для финансирования выборов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов на проведение выборов производится по решению председателя территориальной избирательной комиссии.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут прямую ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.

С докладом по шестому вопросу заседания выступила заведующий отдела организации электорального обучения и аналитики аппарата Центризбиркома Махаббат Болеева.

Она сообщила, что Центризбиркомом был сформирован и утвержден План мероприятий по организации электорального обучения при подготовке к выборам акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

План направлен в областные ТИКи как основа для разработки Поэтапных планов электорального обучения в каждой из 14-ти областей. Организация и проведение электорального обучения в регионах осуществляется за счет средств местного бюджета.

В рамках подготовки к предстоящей кампании по выборам акимов сельского уровня Центризбиркомом начата реализация поэтапного комплекса мероприятий электорального обучения. На центральном уровне: Центризбирком провел Республиканский семинар-совещание для освобожденных членов областных и районных территориальных избирательных комиссий. В работе этого семинара приняли участие руководители аппаратов акимов областей, начальники управлений внутренней политики. На региональном уровне: в июне 2021 года проведена серия обучающих семинаров, организованных областными территориальными избирательными комиссиями как продолжение каскадного обучения для ТИК районного уровня. На сегодня в регионах проведены 32 семинара, в ходе которых обучены свыше трех тысяч организаторов избирательного процесса.

В восьми областях осуществлены выезды членов ЦИК и сотрудников аппарата для участия в региональных семинарах с целью мониторинга организации избирательного процесса и электорального обучения. В областных обучающих семинарах приняли участие акимы районов и их заместители по социальным вопросам, руководители аппаратов районных акимов, отделов внутренней политики, представители территориальных департаментов АДГС, КНБ, прокуратуры, ДВД, юстиции, миграционной службы, управлений социальной защиты, представители областных филиалов политических партий и СМИ.

М. Болеева отметила, что в части регионов после областных семинаров-совещаний стартовали обучающие курсы для членов ТИК и УИК на базе региональных филиалов Академии государственного управления. Отдельным направлением организации электорального обучения являются регулярные семинары ЦИК по видеоконференцсвязи для освобожденных членов ТИК. В июне текущего года состоялись три обучающих ВКС-семинара, посвященных практическим и организационным аспектам деятельности избирательных комиссий в ходе подготовки к предстоящей выборной кампании.

Кроме этого, Центризбирком совместно с Инженерно-техническим центром модернизировал интерактивную обучающую систему «Дистанционное обучение и тестирование кадров избирательной сферы», размещенную на интернет-ресурсе ЦИК.

Также по заказу Центральной избирательной комиссии в первом полугодии 2021 года осуществлена профессиональная разработка и апробация учебно-методического комплекса в целях обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий правовым основам избирательного процесса и организации работы избирательных комиссий при проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан.

По седьмому вопросу повестки дня выступила Председатель Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Айжан Есмагамбетова. Она представила участникам заседания алгоритм по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 при организации и проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.

Согласно алгоритму, всем участникам избирательного процесса на всех этапах избирательной кампании, а также в день голосования необходимо:

Соблюдать режим ношения одноразовых медицинских или защитных масок (далее - маски).

Использовать антисептические средства для дезинфекции рук.

Соблюдать социальное дистанцирование между людьми – не менее 1,5 – 2 метров друг от друга.

Избегать рукопожатий либо других форм прямого контакта.

Предвыборные агитационные мероприятия рекомендуется проводить с использованием телевидения, радио, печатных изданий, интернет-ресурсов, в режиме онлайн.

В день голосования члены избирательных комиссий, доверенные лица, наблюдатели и представители средств массовой информации допускаются на избирательный участок при наличии паспорта вакцинации. В случае наличия медицинских противопоказаний для вакцинации допускаются при наличии отрицательного результата теста на COVID-19 методом ПЦР, с даты выдачи которого прошло не более трех суток.

Постановление об алгоритме по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 при организации и проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов согласовано Протоколом Центризбиркома.

С докладом по заключительному вопросу повестки заседания выступила член Центризбиркома Анастасия Щегорцова. В соответствии с ее докладом, в период избирательной кампании по выборам сельских акимов, именно территориальные избирательные комиссии будут являться обладателями информации и, соответственно, именно они будут источниками ее распространения.

Выборным законодательством установлено, что избирательные комиссии должны обеспечивать свободное ознакомление всех лиц со своими решениями, которые размещаются в общедоступных телекоммуникационных сетях. Поэтому интернет-страницы территориальных избирательных комиссий являются ключевым информационным каналом.

В целях совершенствования процесса информационного обеспечения, а также выработке единых подходов территориальных избирательных комиссий к освещению этапов избирательной кампании Центризбиркомом подготовлена Инструкция по работе и сопровождению интернет-страниц территориальных избирательных комиссий Республики Казахстан при проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.

Инструкция предусматривает единый алгоритм работы территориальных избирательных комиссий по единообразному формату наполнения интернет-страниц, срокам размещения и контентному содержанию информации. Данной инструкцией определены структура интернет-страниц, а также перечень информационных материалов по выборам акимов, подлежащих публикации. Данный перечень предусматривает публикацию всех решений и сообщений избирательных комиссий, а также иные информационные материалы о деятельности избиркомов и ходе избирательной кампании.

А. Щегорцова отметила, что все решения ТИК, принятые на основе норм выборного законодательства размещаются на интернет-страницах соответствующих ТИК в обязательном порядке в установленные законом сроки.

Инструкцией предусмотрено, что информация об итогах регистрации кандидатов и итогах выборов будет представлена и обобщена не только на районном и городском уровнях, но и на областном и республиканском уровнях, посредством интернет-страниц областных ТИК и интернет-ресурса Центральной избирательной комиссии.

Таким образом, на заседании Центризбиркома по рассмотренным восьми вопросам было принято три Постановления ЦИК:

«Об утверждении типового Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан».

«Об установлении форм избирательных документов по выборам акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан».

«Об утверждении Инструкции по работе и сопровождению интернет-страниц территориальных избирательных комиссий Республики Казахстан при проведении выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов».

Поделиться