Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Кто и кому должен? Почему казахстанцы переплачивают домофонному монополисту

Можно ли отказаться от этих услуг.

Кто и кому должен? Почему казахстанцы переплачивают домофонному монополисту
Фотоколлаж Liter.kz

Казахстанцы жалуются на большие счета за услуги домофона, которые по их мнению идут в никуда. В обслуживающих компаниях заверяют, что деньги тратят на ремонтные и профилактические работы. Liter.kz разбирался, нужно ли платить домофонному монополисту каждый месяц.

Компаниями-застройщиками при проектировании домов учитывается необходимость обеспечения сетями коммуникаций интернета, а также системы домофонии.

Двери, инженерные системы и все, что расположено на территории многоквартирного жилого дома, принадлежит собственникам имущества. Домофонные компании длительное время нарушали условия оказания услуг, начиная от заключенных договоров и заканчивая отсутствием подписанных актов выполненных работ. Также производят начисления без наличия фактического договора и его обновления, – отметила руководитель центра ОСИ в Астане Гульвира Абетова.

По ее словам, договора с субъектами сервисной деятельности должны заключаться ежегодно. Тем более, если организация утверждает о наличии их имущества на территории третьих лиц, должны быть как минимум договоры аренды.

Бывают случаи, когда в одностороннем порядке без согласия собственников передают дом с домофонами из одного ТОО в другое. Что интересно, если собственники самостоятельно обратятся в ЕРЦ с заявлением о приостановке печати квитанций со строкой домофона, им будет достаточно указать причину – отсутствие договора. Начисления должны быть приостановлены до выяснения, а если учесть, что домофонные компании зачастую не актуализируют списки собственников и строят препятствия юридически зарегистрированным управленцам в юстиции, действия домофонщиков вызывают вопросы. Слаботочные системы – это состав общедомового имущества, и услуги по ним должны подтверждаться протоколами ежегодно, а также договорами, – сказала Гульвира Абетова.

Астанчанин Тлеген считает, что ежемесячный сбор за домофоны очень похож на обман потребителя.

На самом деле платить за работу оборудования человек не должен, только лишь за его установку и ремонт в случае поломки. Абонентская же плата, на мой взгляд, – это деньги ни за что. Как абонентская плата за вашу стиральную машину, которую вам же установили. Отказаться от таких "услуг" домофонных компаний жители могут и самостоятельно через ОСИ, расторгнув с ними договор, – говорит мужчина.

Галина из Караганды рассказала, что свои квитанции домофонная компания приносит к ним отдельно, в ЕРЦ их нет.

Можно ли отказаться от этого домофона вообще. Живу на первом этаже и много лет работаю практически швейцаром – доктора, полицейские, разносчики квитанций, доставщики продуктов, соседи, забывшие чип, – все звонят ко мне. В подъезде из 10 квартир только в четырех установлены трубки, – жалуется карагандинка.

В Агентстве по защите и развитию конкуренции РК отметили, что домофон используется жильцами для контроля доступа в подъезд дома, соответственно, вопросы приобретения услуг по его техническому обслуживанию они должны обсуждать коллективно.

Согласно подпункту 12 пункта 23 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, содержание общего имущества объекта кондоминиума включает в себя и техническое обслуживание домофона. В соответствии со статьей 42-1 Закона "О жилищных отношениях" собственники квартир, нежилых помещений на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с содержанием общего имущества объекта кондоминиума. Собрание созывается по инициативе совета дома, доверенного лица простого товарищества, по требованию ревизионной комиссии, по требованию не менее десяти процентов собственников квартир, нежилых помещений либо по инициативе жилищной инспекции, – говорят в агентстве.

Таким образом, в случае необходимости собственники квартир могут на собрании инициировать вопрос перехода от абонентской к разовой оплате в случае поломки оборудования. Кроме того, председатель ОСИ или доверенное лицо простого товарищества либо управляющий многоквартирным жилым домом ежегодно выносят вопросы о перезаключении договора с действующим субъектом сервисной деятельности или выборе нового на собрание путем электронного голосования.

Практика показывает, что, несмотря на то, что приобретение услуг по установке и техническому обслуживанию домофона относится к вопросам принятия решения всеми жильцами, договоры заключаются индивидуально с каждым. Тем самым заключение таких договоров ставит в невыгодное положение собственников квартир, когда оборудование домофона не переходит в их собственность, а техническое обслуживание с абонентской платой включается в договор при установке домофона, что в итоге обходится дороже, чем сам домофон. Тогда как, согласно пункту 23 Правил, услуги по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования разделены, – сказали в Агентстве по защите и развитию конкуренции РК.

Также они дополнили, что на каждый вид услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума заключается отдельный договор с субъектами сервисной деятельности. При этом срок договора составляет не более одного года.

В случае наличия условий договора, нарушающих права потребителя при его заключении, потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему домофонной организацией в связи с использованием последним преимуществ своего положения. Результатом действий домофонной организации может также являться ограничение конкуренции на данном рынке услуг. На основании коллективного заявления их действия, как навязывание заключения соглашения или иные действия, препятствующие смене домофонной организации – могут быть рассмотрены Агентством по защите и развитию конкуренции на предмет соответствия законодательству в области защиты конкуренции, в том числе на наличие признаков злоупотребления доминирующим положением, – отметили в ведомстве.

Новости партнеров
×