Мальчику было 10 лет.
В минувшие выходные в Алматинской области случилась трагедия. В одном из картинг-центров погиб десятилетний мальчик. По словам мастера спорта, вице-президента Федерации автомотоспорта РК Владимира Бородина, который в этой отрасли более 40 лет, такой случай первый в его памяти. В интервью корреспонденту Liter.kz он рассказал о том, что могло стать причиной страшной беды и стоит ли теперь закрывать коммерческие картинг-центры или проводить массовую проверку таких объектов экстремальных развлечений.
Картинговый спорт в Казахстане берет начало еще с советских времен. В те годы он пользовался особой популярностью. И это притом, что условия по обеспечению безопасности раньше были совсем иные, чем в настоящее время.
Я больше 40 лет в мотоавтоспорте, но в моей памяти это первый трагический случай. Стечение обстоятельств. Невозможно там погибнуть. Стоят отбойники. Конечно, есть разные слухи, в том числе о некой девушке, которая врезалась сзади, из-за чего карт с ребенком якобы отбросило по инерции. Первая моя мысль, что произошло столкновение двух картов, ну или ребенок, возможно, перепутал педали газа и тормоза. Может быть, кто-то что-то недоглядел. Но это все догадки. Здесь нужно ждать результатов следствия. Важно понимать, что картинг – экстремальный вид спорта. У нас занимаются дети пяти-семи лет. Да, ломают руки, ключицы. Но вот чтобы кто-то умер – такого не было ни разу. Хотя нет, однажды на соревновании погиб взрослый пилот автомобиля, и то это было в 70-х годах, когда условия по обеспечению безопасности были иными. Сейчас же требования очень серьезные, – отмечает Владимир Бородин.
Вообще, говоря о картинге, нужно учесть момент, что он бывает спортивным и любительским.
Когда мы организовываем спортивные мероприятия, то в обязательном порядке следим за тем, чтобы были соблюдены все требования – наличие бригады скорой помощи, пожарной техники, проверяем лицензии, страховки. Прокатный картинг к спорту не относится, но и у них есть свои правила, – добавляет собеседник.
Правила эти относятся не только к техническому состоянию картов, но и к обмундированию, и к самому поведению на трассе во время заездов.
Прежде чем организовывать заезд, представитель картинг-клуба должен знакомить с техникой безопасности. Всем участникам должны выдаваться комбинезон, шлем. В обязательном порядке людям необходимо пристегиваться ремнями безопасности. В профессиональном картинге это не обязательное условие. Тех, кто ведет себя неадекватно, просто снимают с заезда. Если вы обратили внимание, то на картинг-трассах есть пластиковые ограждения, которые предназначены для того, чтобы “загасить” удар. Представляете, да, что будет, если поставить бетонные конструкции? Установленные резиновые баллоны выполняют функцию рикошета на тот случай, если карт с участником выбрасывает с трассы, – вдается в подробности эксперт.
Согласно все тем же требованиям, в заездах не рекомендуется участвовать страдающим хроническими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата людям, а также тем, кто имеет незалеченные травмы.
Требования в автомотоспорте следующие – пилот должен быть застрахован, он должен пройти медосмотр. Бывает, спортсменов, имеющих проблемы со здоровьем, допускают на трассы, правда, закрытые, где нет посторонних лиц. А вот как в прокатном картинге проверить, у кого какие заболевания, даже не знаю как. Тогда ведь не будет посетителей, а бизнес закроется. Многие мальчишки, которые сейчас занимаются в профессионально спорте, пришли к нам из картинг-клубов. Когда-то попробовали покататься, понравилось и решили двигаться в этом направлении, – говорит эксперт, рекомендуя взрослым ездить с детьми на двуместном картинге, дабы убедиться в способностях ребенка, а уже после разрешать ему самостоятельные поездки.
На сегодняшний в день в Казахстане нет ни одного государственного картинг-центра. По крайней мере, так говорят специалисты в этой области. Коммерческие клубы получают разрешения на деятельность от местных исполнительных органов. Однако кто ведет проверку – непонятно. Корреспондент Liter.kz связалась с одним из столичных картинг-центров для того, чтобы выяснить, кто выдает лицензии и ведет мониторинг, но там отказались от комментариев. А в Министерстве культуры и спорта Казахстана сообщили, что не работают с картинг-центрами, а лишь с федерациями, в данном случае – автомотоспорта. Но там, судя по вышеприведенным словам, не ведут контроль над деятельностью коммерческих объектов. В Национальной палате предпринимателей сообщили, что владельцы картинг-центров регистрируют объекты в налоговых органах. Кто следит за соблюдением техники безопасности – вопрос. Получается, клубы предоставлены самим себе?
...Относительно трагедии в Алматинской области. По данному факту уже возбуждено уголовное дело. Главным подозреваемым проходит директор картинг-центра. Редакция Liter.kz приносит искренние соболезнования семье погибшего мальчика.