Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 508.05  534.82  5.06

Зарплаты выше, требования ниже: какие реформы произошли в сфере образования в 2022 году

Нововведения коснулись сирот, особенных детей, педагогов и студентов.

24.01.2023, 17:00
Зарплаты выше, требования ниже: какие реформы произошли в сфере образования в 2022 году
Фото gov.kz

24 января по всему миру отмечается Международный день образования. В Казахстане вопросы качества обучения за последние годы являются предметом жарких дискуссий среди населения. Включение в программу новых предметов, проблемы инклюзивного образования, нехватка мест в детских садах и школах вызывают резкую критику казахстанцев. Прошедший год стал одним из насыщенных на реформы. Что нового произошло в сфере образования, читайте в материале Liter.kz.

Самая крупная реформа коснулась непосредственно Министерства образования и науки РК. Постановлением главы государства ведомство было разделено на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.

Фото CC0 

Министерство просвещения РК в прошедшем году в каждом регионе ввело должность уполномоченного по правам ребенка. В его функции входит восстановление нарушенных прав детей, оперативное реагирование на обращения граждан, взаимодействие с государственными органами и неправительственным сектором по вопросам детства.

Приняты единые Правила деятельности психологической службы. Они позволят конкретизировать деятельность психологов, обеспечить системность работы и существенно сократить объем бумажной волокиты, защитить специалистов от выполнения несвойственных функций.

Введен институт приемных профессиональных семей. В рамках проекта детей, оставшихся без попечения родителей, будут определять сразу в приемную семью, минуя детские дома. Благодаря этой мере сироты будут воспитываться в домашних условиях, усваивать нормы и правила. При этом приемные профессиональные родители смогут получать оплату за свой труд и поддержку психологов.

В школах внедрена должность педагогов-ассистентов, которые сопровождают особенных детей в ходе обучения. Раньше это были тьюторы. Сейчас более 1 500 педагогов-ассистентов помогают детям с особыми образовательными потребностями во время нахождения их в организациях образования. Помощь педагогов поможет особенным детям посещать школу и сады наравне со всеми.

Внесены поправки в сфере коррекционного обучения. Так, Минпросвещения установило новый норматив – одна психолого-медико-педагогическая комиссия на 50 тысяч детского населения.

Также подписан приказ, который дал возможность размещать госзаказ из бюджета на коррекционную помощь для детей с особенными потребностями. То есть, помимо государственных КППК, частные центры будут получать деньги для реабилитации детей.

Создан специальный Координационный совет для более акцентированной работы по расстройствам аутического спектра. В планах развивать аутизм-центры в регионах, работа над программами, методиками и процедурами как диагностики, так и реабилитации.

В 2022 году впервые Минпросвещения разработало Индекс благополучия детей. Он состоит из 36 статистических и 20 опросных индикаторов. Таким образом этот показатель выступает индикатором комплексной оценки создания условий для детей, помогает выявить проблемы, потребности разных групп населения, повысить эффективность стратегических мер.

По итогам пилотного проекта, большинство регионов имеют среднюю оценку благополучия – 55,3 из возможных 100 баллов.

Дошкольное образование

Усилены требования к детским садам, получающим госзаказ. Включены дополнительные требования ко всем дошкольным организациям, которые хотят получить госзаказ. Среди них противопожарная и антитеррористическая безопасность, установка камер видеонаблюдения, создание условий для детей с особыми образовательными потребностями, оснащение необходимым оборудованием и мебелью, обеспечение медобслуживанием и т. д.

Фото UNICEF/2016/Andrey Kim

Изменен механизм размещения госзаказа по принципу “Деньги идут за ребенком”. Детские сады будут получать ровно столько мест и финансовых средств, сколько родителей выбрали именно этот сад.

Сокращен перечень документов для получения госзаказа в два раза. Остальные документы будут получены из информационных систем.

Детские сады перешли на новую модель дошкольного воспитания и обучения. Учебная программа и стандарт ориентированы на ребенка и его интересы. Подходы, ориентированные на педагога, изменились в сторону обучения через игру в течение дня.

Начата работа по разработке электронной системы по единой очереди в дошкольные организации. Полномасштабная работа по внедрению во всех регионах ожидается в первом квартале текущего года. Планируется вывести услуги по постановке на очередь и получению направления в садик как на приложение Egov, так и на приложения банков второго уровня.

Среднее образование

Утвержден профессиональный стандарт “Педагог”, который устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов, проведению аттестации, формированию должностных инструкций, сертификации и подтверждению квалификации, подготовке кадров.

Фото: ЮНИСЕФ/А.Ким

Смягчены требования к школьной форме. Ученики вместо традиционных костюмов носят более удобную одежду – кардиганы и тенниски.

С 2022 года в первых классах с государственным языком обучения дети начали изучать только казахский язык, в классах с русским языком обучения – государственный и русский языки.

Со второго класса в школах с казахским языком обучения начнется изучение русского языка. Английский язык будет изучаться во всех школах с третьего класса.

В первом классе введен отдельный предмет “Трудовое обучение”.

Изменились правила организации питания детей. С 2022 года цена школьных блюд не должна быть выше средней рыночной стоимости. На образовательных ресурсах, к примеру, “Кунделик” поэтапно вводится норма по публикации фото блюд, меню, стоимости. Школьники смогут оставлять отзывы о качестве питания, внедряется безналичная оплата, обязательным стало видеонаблюдение в зоне приготовления блюд. Кроме этого, дети могут приносить еду из дома, а обязанность школы создать для приема пищи необходимые условия.

Приняты правила, в которых прописано право ребенка на защиту от травли. Буллинг всегда оставался актуальной проблемой в школьной среде, но в последние годы об этом стали говорить активнее благодаря социальным сетям. В связи с этим эксперты разработали правила профилактики буллинга, которые позволят своевременно предупреждать, выявлять и оказывать необходимую помощь детям, подвергшимся травле. Правила утверждены Министерством просвещения.

В 2022 году пересмотрены правила оказания помощи родителям школьников в покупке одежды и канцелярских товаров. Денежные средства выделяются из фонда “Всеобуч”. По ранее действующим правилам, дети получали одежду и канцтовары без права выбора. Со стороны родителей звучали претензии к качеству закупленной продукции и несоответствию размера. Теперь нуждающиеся семьи получают на картсчет деньги и покупают школьные товары самостоятельно. Минимальный объем средств на каждого обучающегося – 37 389 тенге. В прошлом году эту помощь получили более 475 тысяч детей из малообеспеченных семей.

В 2022 году впервые для одаренных детей предоставлены образовательные гранты для поступления в вузы без сдачи ЕНТ. Также введены квоты при поступлении в специализированные школы для детей из социально уязвимых слоев.

Для реализации поручения президента Казахстана по поддержке детей из социально уязвимых семей и развитию инклюзивного образования подписан приказ, благодаря которому дети из этой категории получат 15-процентную квоту для поступления в специализированные школы. То есть теперь они смогут поступить по новой квоте в школы “БИЛ”, “Дарын” и т.д.

Что касается строительства школ, в рамках нового национального проекта “Комфортная школа” 842 тысячи ученических мест будут введены до 2026 года. Ожидается, что это будут современные, комфортные и совершенно новые по качеству и оснащению школы.

Развивается шахматное движение среди школьников. Внимание на этом акцентировал глава государства. С начала учебного года предмет “Шахматы” как факультатив введен в 654 школах для почти 28 тысяч детей. Всего по стране работают около семи тысяч шахматных секций.

Педагоги, проработавшие 30 и более лет, при подтверждении квалификационной категории, освобождаются от Национального квалификационного тестирования. Нововведение распространяется также на учителей, которым осталось проработать четыре года до пенсии.

Принят закон, который запрещает приватизацию государственных детских садов и организаций дополнительного образования. Принятие данной нормы поставит точку в вопросах включения таких организаций в перечни объектов, подлежащих приватизации, то есть теперь это будет невозможно.

Педагогам, прошедшим отбор и переезжающим в регионы с дефицитом кадров в школах, будет доплата в размере 150% заработной платы к 100% своей основной заработной платы. Эта программа позволит обеспечить регионы сильными кадрами.

Техническое и профессиональное образование

С января 2023 года иногородние студенты, обучающиеся по госзаказу, будут получать компенсацию в размере четырех МРП за проезд в период зимних и летних каникул.

Фото newsmir.info

С нового учебного года колледжам страны предоставлена академическая самостоятельность. Теперь колледжи совместно с работодателями самостоятельно определяют сроки обучения и содержание образовательных программ. То есть колледжи могут формировать учебные планы и программы не по общему утвержденному стандарту, а в зависимости от запросов рынка труда, профессионального стандарта, региональных особенностей и т. д.

С 2023 года заработал пилотный проект “Талапкер”. В его рамках ученики 10-11 классов получат возможность одновременно обучаться как в школе, так и в колледже. К примеру, учащиеся, которые посещают школу в первой половине дня, во второй половине могут учиться в колледже за счет бюджетных средств.

Высшее образование

На 70% увеличено финансирование науки, численность ученых и исследователей выросла в 1,5 раза. Зарплата ведущих ученых включена в базовое финансирование. Введено прямое полное финансирование 11 научно-исследовательских институтов.

В 2022 году объем госзаказа для поступления в вузы увеличен на 10%. Из них 60% грантов распределены на технические направления. Стипендия студентов увеличена на 20%, выделено 10 тысяч целевых грантов.

Сделан упор на языковую политику. Изданы 20 наименований учебников на казахском языке для вузов и ТиПО. Постановлением правительства утверждены нагрудный знак “Ана тілін дамытуға қосқан үлесі үшін” и нагрудный знак “Ахмет Байтұрсынұлы”.

Планы и перспективы

В 2023 году в Министерстве просвещения планируют повысить статус и зарплаты педагогов-психологов, социальных педагогов, библиотекарей организаций образования.

В Министерстве высшего образования и науки предусмотрено поэтапное увеличение финансирования прикладной науки, в том числе за счет со-финансирования научных исследований бизнесом.

Планируется развивать специализированные инжиниринговые центры, научно-технологические парки при ведущих вузах и крупных предприятиях.

Ожидается разработка закона “О науке и технологической политике”, предусматривающий нормы по повышению экономического эффекта научных исследований, разработке и трансферу новых технологий.

Новости партнеров
×