Предприниматели увидели в процедуре маркировки обувной продукции признаки коррупции.
В Астане бизнесмены, занимающиеся импортом и реализацией обувной продукции, выступают против маркировки обуви, передает Liter.kz. В Казахстане, как стране-члене ЕАЭС, процедура маркировки обувной продукции вступила в силу 1 ноября 2021 года.
Независимый юрист Айнур Кайдарова рассказала на своей странице в Facebook, что на совещание у заместителя премьер-министра РК Серика Жумангарина предпринимателей попытались не пропустить для обсуждения ситуации.
Несмотря на то, что на предыдущем личном приеме он сам (Серик Жумангарин – прим. ред.) лично пригласил нас на указанное совещание, дабы мы высказались, сотрудники Министерства торговли и интеграции РК чинили препятствия и говорили о том, что пропускать будут только одну меня, ну и еще одного спикера, – пишет Айнур Кайдарова.
Читайте также: “Нас обули!”: как маркировка обуви повлияла на рост цен в Казахстане
В посте сообщается, что, несмотря на просьбы не чинить препятствия, в здании Правительства РК предпринимателям, прибывшим из разных городов Казахстана, сообщили, что пропусков нет.
Видя такое неуважительное отношение к собственному бизнесу, я набрала советника Жумангарина и объявила, что мы стоим внизу и пропуски у нас отсутствуют. И что мы вышли в прямой эфир, который вы вчера все видели. В итоге он лично спустился и завел нас, сославшись на то, что исполнители перепутали списки. Но как тогда мне выдали пропуск, а остальным нет? Это был первый акт проявления неуважения, – рассказала Айнур Кайдарова.
Юрист отмечает, что на совещании для предпринимателей ограничили временные рамки выступлений до пяти минут, хотя такого требования нигде нет. При этом сами госорганы и единый оператор по маркировке и прослеживаемости товаров “Казахтелеком” говорили без ограничения времени.
В ходе совещания нам затыкали рот, не давали говорить. Все наши доводы председательствующий вице-премьер обрывал и опровергал. Звучали весьма странные вещи. К примеру, оказывается, бизнесу не нужны для маркировки компьютер и бухгалтер. При этом было очевидно, что у представителей Укимета, госорганов и “Казахтелекома” имеется единая позиция касательно маркировки товаров. То есть все они за маркировку, и возложена та маркировка на “Казахтелеком”, – сообщила юрист.
Айнур Кайдарова пишет, что “Казахтелеком” является монополистом в сфере маркировки при поддержке и соучастии чиновников, и сравнила АО с “РОП”, в отношении которого расследуются уголовные дела.
Этот единый оператор маркировки в лице “Казахелеком” представляет собой тот же механизм, при котором весь бизнес вынужден платить АО за маркировку. А Укимет лоббирует интерес АО в зарабатывании денег на всем МСБ страны и делает это посредством законодательства своих волевых решений не в интересах МСБ и уж точно не в интересах потребителей, – считает Айнур Кайдарова.
Как отмечает юрист, в рамках решений, принятых ЕАЭС, маркировке не подлежит обувь, которая остается на территории страны – участницы Союза. Однако правительство обязало маркировать обувь всех производителей и реализаторов.
В противоречие поручениям Президента РК Касым-Жомарта Токаева по демонополизации экономики, повышению благосостояния граждан правительством принимаются меры по удорожанию товаров, созданию монополиста в лице “Казахтелекома”, созданию сложных условий, при которых многие компании вынуждены будут закрыться и уйти с рынка, а граждане столкнутся с очередным ростом цен на социально значимый товар – обувь, – поделилась юрист.
Эксперт резюмировала, что “интересы частной конторы и отдельных лиц из представителей олигархата (местного и соседнего) могут встать в противовес с экономическими интересами страны и всего его населения”.
Под постом юриста вице-премьер-министр торговли и интеграции Серик Жумангарин прокомментировал ситуацию и подтвердил, что на встрече действительно возникло много вопросов.
После совещания, уже в узком формате госорганы и Ктелеком получили ряд конкретных поручений. Через три недели соберёмся на площадке НПП, поскольку ничего ещё не решено, более того, готовим новые подходы, - написал Жумангарин.
Также он утверждает, что на совещании рассматривались не только вопросы реализаторов обуви, но и лекарств, напитков, ювелирных изделий и прочего, в связи с чем был регламент.
Доклад был долгим и малоинформативным, пришлось прервать, для того, чтобы послушать самих бизнесменов. Там наоборот, конкретика и предложения. Госорганы практически не выступали. Казтелеком коротко. В целом так, - ответил он.
Кроме того, вице-премьер указал на то, что к такому стилю работы нужно привыкать.
Нужна конкретика и цифры, как основа для принятия решений. Кстати, критиковал я только госорганы. Через три недели дадим официально подробный обзор, - заверил он.