Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

“Нас обули!”: как маркировка обуви повлияла на рост цен в Казахстане

С момента нововведения обувь подорожала на 30%.

19.09.2022, 09:43
“Нас обули!”: как маркировка обуви повлияла на рост цен в Казахстане
Фото: retail.ru

С 2019 года в странах ЕАЭС, куда входят Казахстан, Россия, Кыргызстан, Армения и Беларусь, было принято решение маркировать всю ввозимую и отечественную обувь специальными средствами идентификации. Нововведение было призвано решить несколько задач. В их числе борьба с контрафактной продукцией, теневой экономикой и, в конце концов, цифровизация экономических процессов. Теперь государство может наглядно видеть передвижение товара с момента ввоза на территорию страны или выпуска с конвейера до рук потребителя. В Казахстане маркировка обувной продукции вступила в силу 1 ноября 2021 года. Прошел почти год, но некоторые импортеры обувной продукции до сих пор считают, что маркировка принесла больше вреда, чем пользы. Liter.kz узнал, почему критика в адрес нововведения не утихает по сей день.

Нововведение из-за непродуманности создало условия для роста цен, дополнительных трат со стороны предпринимателей и, в конце концов, уничтожает МСБ, считают представители бизнеса.

Председатель Палаты юридических консультантов Confidence&law Айнура Кайдарова защищает интересы импортеров обувной продукции с тех пор, как казахстанские бизнесмены безуспешно пытались донести до государства свои предложения по усовершенствованию процесса маркировки. По ее мнению, маркировка обуви не выдерживает критики.

Ввозимая и продаваемая на территории Казахстана обувь подпадала под добровольную маркировку во избежание удорожания обуви как социально значимого для населения продукта. Если ввезенная обувь будет реэкспортироваться в третьи страны, то маркировка должна была стать обязательной. Таким образом, маркировка вводилась для отслеживания товаров при перемещении между странами ЕАЭС. Та продукция, которую не планировалось вывозить за пределы Казахстана, должна была маркироваться по усмотрению правительства самой страны. Пример: Армения, Кыргызстан.

Однако Правительство РК с 2020 года, определив единым оператором по маркировке обуви Центр развития цифровой экономики АО “Казахтелеком”, ввело маркировку всей обуви, ввозимой на территорию РК.

Предполагалось, что благодаря данному процессу на рынки Казахстана будет закрыт путь контрафактной продукции. Однако вместо запрета различная подделка теперь легализована! Предприниматели продолжают обнаруживать в системе, что они якобы маркировали обувь, к которой они не имеют отношения, – говорит независимый юрист.

Маркировка выглядит так: на упаковку или само изделие наносится специальный код Data Matrix, который считывает сканер. По полученной информации можно определить точно, из какой страны завезен товар, кто производитель, минимальную характеристику и т. д. Однако те сведения, которые имеются при нанесении штрих-кода, уже имеются на коробке от обуви, и это требование технических регламентов ЕЭС. Тогда возникает вопрос: для чего дублировать сведения и вести при этом речь про прослеживаемость и борьбу с теневой экономикой? Вместе с поставкой контрафакта выросла и цена на ввозимую обувь. Это произошло именно из-за маркировки, считает Айнур Кайдарова. Да, разработчики новшества гордо заявляют, что идентификационный знак стоит всего три тенге. Однако юрист пояснила, что в расчет не взяты дополнительные расходы.

Теперь обувь, которую ввозят из других стран, нужно отвезти на склад, чтобы ее промаркировать. В ожидании процедуры товар лежит на складе. Предприниматель платит за каждый шаг – за доставку на склад, маркировку, терпит убытки, так как поступление новой обуви в магазины задерживается. Маркировать обувь можно на собственной территории. Но это долгая процедура. Для этого требуется нанять IT-специалиста, закупить оргоборудование, сканеры, ленты для штрих-кодов. Эти ленты, кстати, больше не завозят из-за санкций. В результате за последний год цена на обувь выросла на 30%. То есть одной рукой Правительство пытается сдержать цены на товары, другой – создали условия для роста стоимости продукции, – считает Айнур Кайдарова.

При реализации возникают также проблемы при возврате и обмене обуви. При возвращении в оборот реализаторы снова должны запросить коды у “Казахтелекома”. На это уходит как минимум неделя, в то время когда в сезон у продавцов эти семь дней бывают решающими для реализации.

Также предприниматели недоумевают, почему их деятельность теперь регулируется Министерством индустрии и инфраструктурного развития, которое отвечает за производство, а не Министерством торговли.

По словам юриста, о накопившихся проблемах попытались известить госорганы. Некоторые предложения приняли во внимание. Так, в феврале 2022 года теперь при заполнении карточки по обуви в информационной системе маркировки необязательно указывать дополнительные характеристики – тип, материал, назначение упаковки, ширина, высота, вес брутто.

В остальном бизнес не желают слышать.

Нам ясно дали понять, что Мининдустрии за поддержку отечественного производителя. Причем ценой импортеров. Хотя ни в одном законе не сказано, что отечественные производители имеют преимущество над импортерами, – говорит юрист.

В поисках истины предприниматели также обратились в Министерство национальной экономики. Но ведомство, по словам юриста, отстранилось. В НПП “Атамекен” не пришли к единому мнению. Один департамент Палаты предпринимателей был за маркировку, другой – против.

Айнур Кайдарова рассказала, что министр торговли и интеграции Бахыт Султанов услышал предпринимателей и незадолго до ухода с поста создал рабочую группу. Однако на всех трех заседаниях не произошло конструктивного диалога

На заседания приглашали отечественных производителей обуви, которые не входят в группу. И они настаивали, чтобы импортеры маркировали обувь. Мы спрашивали: “Зачем это вам? Маркируйте свою обувь, ради Бога”. Но и без того ясно, что цель – развитие отечественного производства путем удушения импортеров,  сетует она.

Спустя время даже некоторые отечественные производители обуви признают, что идея с маркировкой провалилась, говорит юрист. У отечественных компаний не добавилось новых клиентов. Поэтому стремление к монополии на рынке не выход.

Одним из вариантов решений мы предложили добровольную маркировку. Нужно прислушаться к бизнесу, так как от непродуманных действий министерств страдают обычные покупатели. Обувь – это социально значимый товар. Она нужна всем, и силами одних отечественных производителей невозможно удовлетворить спрос, что они также признают. К тому же есть специальная ортопедическая обувь, которую носят по показаниям. Много ли мы знаем казахстанских фабрик, которые выпускают такую обувь? – спрашивает Кайдарова.

По ее словам, предприниматели неоднократно направляли письма на имя главы государства, который неоднократно поручал демонополизировать АО “Казахтелеком” и не вмешиваться в деятельность бизнеса.

Таким образом, Правительство не получило то, что заявляло и для чего вводило маркировку, а бизнес и потребитель несут потери и ущерб, резюмировала юрист.

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), куда мы обратились за разъяснениями, привели свои доводы в ответ на претензии бизнеса. Так, в министерстве сообщили, что контрафактной признается продукция, производитель которой не определен, а официальные производители аналогичной продукции не могут подтвердить, что она произведена ими.

Сейчас действует переходный период, когда немаркированную обувь еще можно реализовывать. Он продлится до 1 апреля 2023 года. До 1 ноября 2023 года послабления предоставлены импортерам, которые могут промаркировать импортируемую обувь у себя на собственных складах в РК после таможенного оформления.

Участники оборота товаров (УОТ) должны предоставлять сведения об обувных товарах, которые находятся в обороте, в информационную систему маркировки и прослеживаемости (ИС МПТ) Единого оператора, в том числе сведения об остатках обувных товаров, которая подтверждается ЭЦП.

Таким образом, за УОТ закреплена ответственность за сведения, указываемые в ИС МПТ. Следует учесть, что иногда розничные и оптовые продавцы обуви, покупая у импортеров и производителей, не имеют данных о приобретаемом товаре. В таких случаях, учитывая необходимость отражения сведений в данных о товаре, себя указывают в качестве производителя, если у них отсутствуют данные о производителе, – сообщили в МИИР.

При этом отмечается, что при импорте обуви на границе при таможенном оформлении импортер предоставляет сертификаты соответствия и страны происхождения на товар и эти данные отражаются в грузовой таможенной декларации. Сертификат можно принять как документ, свидетельствующий, что товар не контрафактный.

На довод бизнеса, что из-за маркировки цена на обувь выросла на 30%, в МИИР ответили, что данное утверждение некорректно. По мнению ведомства, увеличение стоимости обуви в большей степени связано с ростом цен на сырье для изготовления обуви и, как следствие, выросла стоимости готовой обуви. Также на рост цен косвенно могло повлиять “обеление”, или “выход из тени”. Теперь за ввозимую обувь необходимо платить соответствующие налоги и платежи в бюджет, и, как следствие, рост стоимости обуви.

Сама же маркировка и связанные с маркировкой прямые затраты бизнеса (оплата персонала, аренда или приобретение оргтехники и т. д.) влияют на стоимость незначительно, не более 1% от стоимости обуви. Так как по действующим НПА алгоритм ввоза для импортеров не изменился. То есть отсутствуют необходимость перемещения на таможенный склад для нанесения маркировки и связанные с нанесением расходы, – считают в МИИР.

В ведомстве уточнили, что маркировка ставит МСБ в равные условия как легальных, так и нелегальных, исключая неравную конкуренцию.

Маркировка способствует развитию отечественного производства, исключает неравные условия с нелегальным импортом, стимулирует добросовестную конкуренцию. Согласно пункту 1 статьи 8 Предпринимательского кодекса РК, деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются. Таким образом, создание неравных условий для развития бизнеса с признаками дискриминации отдельных его субъектов не допустимо, – сообщили в ведомстве.

Несмотря на позицию уполномоченных органов, бизнес не планирует останавливаться и хочет донести свою позицию до МИИР. Но, пока происходят многочисленные разбирательства, страдают обычные казахстанцы, так как обувь – нужная для каждого человека продукция. И ее стоимость сильно бьет по кошельку, особенно в начале каждого сезона.

Новости партнеров
×