Железные леди
Женщины на железной дороге осваивают профессии, которые традиционно считаются мужскими.

В преддверии Международного женского дня они делятся своими историями о работе в мужском коллективе, профессиональных вызовах и о том, что помогает им добиваться успеха, передает Liter.kz.
Айман Джумадилова – одна из немногих женщин, работающих осмотрщиком вагонов. Несмотря на то, что эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и внимательности, она уже 33 года уверенно справляется со своими задачами в Астанинском эксплуатационном локомотивном депо.
“Я люблю свою работу и горжусь тем, что делаю”, – говорит Айман.
Ее выбор профессии во многом был предопределен примером отца, который работал дежурным по вокзалу.
“Отец всегда говорил, что на железной дороге царит железный порядок и стабильность. Это меня привлекло в первую очередь”, – вспоминает она.
На станцию Астана, где работает Айман, ежедневно прибывает 25–30 составов. Осмотрщики за смену проверяют более 2 000 вагонов, проходя в общей сложности свыше 25 километров. Они работают в любую погоду, в любое время года и суток, неся ответственность за безопасность движения поездов.
“Каждый рабочий день начинается с медицинского осмотра и инструктажа. Затем мы выходим в парк, встречаем поезда, выявляем неисправности. Осмотрщики переживают за каждый состав и всегда интересуются у операторов, как они добрались до пункта назначения”, – рассказывает Айман.
Работа требует острого слуха и зрения. Осмотрщики, словно музыканты, могут по звуку определить неисправность вагона.
“20 лет назад в пять утра стояла 30-градусная жара, но мы выполняли свою работу. На станцию прибывают разные составы, и у нас нет времени расслабляться”, – вспоминает она.
Несмотря на то, что коллектив в основном мужской, Айман давно чувствует себя здесь своей.
–Почему женщины выбирают такие непростые профессии? – спрашиваю я.
– Потому что это моя профессия, мое призвание. Руководство относится ко всем одинаково, независимо от того, женщина ты или мужчина. Главное – профессионализм, – уверенно отвечает она.
Айман поддерживает семья: у нее двое детей и внуки.
“Они гордятся моей работой и всячески поддерживают меня. В этой профессии главное – не волноваться. Ведь, помимо грузовых поездов, здесь проходят и пассажирские составы”, – отмечает она.
Своим примером Айман вдохновляет молодое поколение, доказывая, что труд на железной дороге – это возможность реализовать себя в профессии, требующей преданности, профессионализма и силы духа.
Женщины с особым складом ума
На железной дороге работают особенные специалисты – графисты. Это штучные кадры, от которых зависит четкость и бесперебойность движения поездов. Именно они определяют, когда состав отправится в рейс, с какой скоростью будет двигаться и где сделает остановки.
График движения поездов – их главный продукт. Он составляется на основе множества факторов и напоминает сложную паутину, где важно учесть каждую деталь.
“Мозг графиста устроен особым образом. Нужно писать одно, держать в уме второе и учитывать третье, чтобы создать точный и надежный график движения”, – рассказывает Почетный железнодорожник, главный менеджер департамента Сауле Калтаева.
Она посвятила железной дороге 37 лет и представляет Казахстан на международных совещаниях железнодорожников. Интересный факт: в 2012 году Литовская железная дорога назвала в честь нее и руководителя Литовской железной дороги Саулюса маршрут контейнерных поездов Китай – Литва – Европа “Сауле”.
“Прогнозирование – это искусство графиста. Ошибки недопустимы, ведь от точности графика зависит не только эффективность работы железной дороги, но и безопасность пассажиров и грузов”, – подчеркивает Сауле Калтаева.
Графисты, зная возможности инфраструктуры и учитывая динамику перевозок грузов и пассажиров, дают свои предложения по модернизации и строительству отдельных участков железной дороги.
“График движения, по сути, является лакмусовой бумажкой, выявляющей узкие места нашей инфраструктуры. В процессе его разработки становятся очевидны все слабые стороны, требующие модернизации. Мы сталкиваемся со всеми этими проблемами именно на этапе его создания”, – отмечает Сауле Калтаева.
Работа графиста требует внимательности, терпения и опыта. Каждая деталь играет роль, а график движения поездов собирается словно сложный пазл. Это огромный труд, который можно выполнить только командой высококвалифицированных специалистов. Среди таких профессионалов – Ирина Харьковская и Светлана Толстокорова, ветераны своей отрасли.
Ирина Харьковская работает графистом уже 26 лет, а общий стаж на железной дороге у нее – 40 лет. Она не только ценный специалист, но и настоящий мотор коллектива, активно передает знания молодежи и вдохновляет коллег на участие в спортивных соревнованиях. Светлана Толстокорова, кроме работы над графиком движения поездов, занимается составлением уникального и важного календаря курсирования пассажирских поездов. Этот документ используется всеми графистами при планировании “окон” – технологических перерывов для ремонта и технического обслуживания путей. Ее стаж в железнодорожной отрасли составляет 34 года.
Больше 20 лет работают на железной дороге Айжан Айтмаганбетова и Меруерт Казибаева. Айжан отвечает за разработку плана формирования и направления вагонопотоков, который впоследствии используется при создании графика грузового движения, Меруерт руководит тяговыми расчетами для графика движения.
Эти женщины доказывают, что сложные профессии покоряются тем, кто действительно любит свое дело.