Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 503.42  542.08  6

Железные леди

Женщины на железной дороге осваивают профессии, которые традиционно считаются мужскими. 

11.03.2025, 11:55
Железные леди
Фото: Александр Жабчук

В преддверии Международного женского дня они делятся своими историями о работе в мужском коллективе, профессиональных вызовах и о том, что помогает им добиваться успеха, передает Liter.kz.

Айман Джумадилова – одна из немногих женщин, работающих осмотрщиком вагонов. Несмотря на то, что эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и внимательности, она уже 33 года уверенно справляется со своими задачами в Астанинском эксплуатационном локомотивном депо.

“Я люблю свою работу и горжусь тем, что делаю”, – говорит Айман.

Ее выбор профессии во многом был предопределен примером отца, который работал дежурным по вокзалу.

“Отец всегда говорил, что на железной дороге царит железный порядок и стабильность. Это меня привлекло в первую очередь, – вспоминает она.

На станцию Астана, где работает Айман, ежедневно прибывает 25–30 составов. Осмотрщики за смену проверяют более 2 000 вагонов, проходя в общей сложности свыше 25 километров. Они работают в любую погоду, в любое время года и суток, неся ответственность за безопасность движения поездов.

“Каждый рабочий день начинается с медицинского осмотра и инструктажа. Затем мы выходим в парк, встречаем поезда, выявляем неисправности. Осмотрщики переживают за каждый состав и всегда интересуются у операторов, как они добрались до пункта назначения”, – рассказывает Айман.

Работа требует острого слуха и зрения. Осмотрщики, словно музыканты, могут по звуку определить неисправность вагона.

“20 лет назад в пять утра стояла 30-градусная жара, но мы выполняли свою работу. На станцию прибывают разные составы, и у нас нет времени расслабляться”, – вспоминает она.

Несмотря на то, что коллектив в основном мужской, Айман давно чувствует себя здесь своей.

­–Почему женщины выбирают такие непростые профессии? – спрашиваю я.

– Потому что это моя профессия, мое призвание. Руководство относится ко всем одинаково, независимо от того, женщина ты или мужчина. Главное – профессионализм, – уверенно отвечает она.

Айман поддерживает семья: у нее двое детей и внуки.

“Они гордятся моей работой и всячески поддерживают меня. В этой профессии главное – не волноваться. Ведь, помимо грузовых поездов, здесь проходят и пассажирские составы”, – отмечает она.

Своим примером Айман вдохновляет молодое поколение, доказывая, что труд на железной дороге – это возможность реализовать себя в профессии, требующей преданности, профессионализма и силы духа.

Женщины с особым складом ума

На железной дороге работают особенные специалисты – графисты. Это штучные кадры, от которых зависит четкость и бесперебойность движения поездов. Именно они определяют, когда состав отправится в рейс, с какой скоростью будет двигаться и где сделает остановки.

График движения поездов – их главный продукт. Он составляется на основе множества факторов и напоминает сложную паутину, где важно учесть каждую деталь.

“Мозг графиста устроен особым образом. Нужно писать одно, держать в уме второе и учитывать третье, чтобы создать точный и надежный график движения”, – рассказывает Почетный железнодорожник, главный менеджер департамента Сауле Калтаева.

Она посвятила железной дороге 37 лет и представляет Казахстан на международных совещаниях железнодорожников. Интересный факт: в 2012 году Литовская железная дорога назвала в честь нее и руководителя Литовской железной дороги Саулюса маршрут контейнерных поездов Китай – Литва – Европа “Сауле”.

“Прогнозирование – это искусство графиста. Ошибки недопустимы, ведь от точности графика зависит не только эффективность работы железной дороги, но и безопасность пассажиров и грузов”, – подчеркивает Сауле Калтаева.

Графисты, зная возможности инфраструктуры и учитывая динамику перевозок грузов и пассажиров, дают свои предложения по модернизации и строительству отдельных участков железной дороги.

“График движения, по сути, является лакмусовой бумажкой, выявляющей узкие места нашей инфраструктуры. В процессе его разработки становятся очевидны все слабые стороны, требующие модернизации. Мы сталкиваемся со всеми этими проблемами именно на этапе его создания”, – отмечает Сауле Калтаева.

Работа графиста требует внимательности, терпения и опыта. Каждая деталь играет роль, а график движения поездов собирается словно сложный пазл. Это огромный труд, который можно выполнить только командой высококвалифицированных специалистов. Среди таких профессионалов – Ирина Харьковская и Светлана Толстокорова, ветераны своей отрасли.

Ирина Харьковская работает графистом уже 26 лет, а общий стаж на железной дороге у нее – 40 лет. Она не только ценный специалист, но и настоящий мотор коллектива, активно передает знания молодежи и вдохновляет коллег на участие в спортивных соревнованиях. Светлана Толстокорова, кроме работы над графиком движения поездов, занимается составлением уникального и важного календаря курсирования пассажирских поездов. Этот документ используется всеми графистами при планировании “окон” – технологических перерывов для ремонта и технического обслуживания путей. Ее стаж в железнодорожной отрасли составляет 34 года.

Больше 20 лет работают на железной дороге Айжан Айтмаганбетова и Меруерт Казибаева. Айжан отвечает за разработку плана формирования и направления вагонопотоков, который впоследствии используется при создании графика грузового движения, Меруерт руководит тяговыми расчетами для графика движения.

Эти женщины доказывают, что сложные профессии покоряются тем, кто действительно любит свое дело.

 

Новости партнеров
×