Жена по наследству, или Традиция аменгерства в современном Казахстане

Спросили об аменгерстве у экспертов и послушали мнение самих женщин.

Асель Ибадуллаева

Традиция аменгерства возникла у казахов в древние кочевые времена, когда роль мужчины в семье считалась главной, а девушка после замужества полностью принадлежала роду мужа. После кончины супруга о возвращении вдовы и детей в свой род не могло быть и речи – женщины выходили замуж по аменгерству за братьев или близких родственников мужа. С приходом советской власти такие брачные союзы встречались все реже и реже. Однако и сейчас есть почитатели старой традиции, особенно в сельских местностях. О казахском левирате и жизни супругов, соединившихся по аменгерству, рассказываем в материале Liter.kz.

Что значило аменгерство в древности?

Аменгерство — древняя традиция казахов, по которой овдовевшая супруга выходила замуж за одного из братьев своего мужа. Как говорится в казахской пословице, “Аға өлсе, жеңге мұра, іні өлсе, келін мұра” (Если умирает старший брат, то его жена переходит младшему, если умирает младший — жена переходит к старшему).

В степи овдовевшей женщине прожить с малолетними детьми было практически невозможно. Тем более после узату (проводов невесты) она уже считалась человеком рода своего мужа. И, чтобы осиротевшие дети не остались без кормильца, а вдова без мужа, наши предки внедрили такой обычай.

К тому же в кочевом обществе мужская сила играла решающую роль. С другой стороны, был также экономический аспект: родственники умершего не хотели отдавать на сторону имущество родича, унаследованное вдовой.

В древности законы свято оберегали семейные ценности. Сирот и вдов в казахском обществе не было. Невестка, вступив на порог, считалась человеком рода своего мужа, детей тоже не делили. Знаете, не только у нас, но и в Европе была эта традиция левирата. Если умирал мужчина, его дети переходили к старшему брату вместе с женой и со всем имуществом. А берет свое начало традиция с африканских племен, – рассказывает историю аменгерства доктор философских наук, профессор ЕНУ имени Л. Н. Гумилева Раушан Иманжусип. 

Бывало и так, что вдова, не желавшая выходить за деверя, могла вернуться в отцовский дом, если у нее не было детей.

Приоритетом были всегда дети. Если женщина осталась вдовой и у нее не было детей, она просто должна была встать и уйти. То есть тогда никакое имущество мужа за ней не закрепляется. Были случаи, когда вдова с детьми не хотела выходить замуж. Тогда собираются все сельчане, аксакалы и женщина перед всеми дает клятву – обет безбрачия. Женщины, которые сами вырастили своих детей и остались верны покойному мужу, были почитаемы. В произведении Мухтара Ауезова “Красавица в трауре” героиня тоже клянется не выходить замуж после смерти мужа. Однако влюбляется в  табунщика, казнит себя за это, мучается. В итоге остается в объятиях табунщика, потому что против природы ничего сделать нельзя, – приводит пример профессор.

Вопрос по аменгерству всегда решался с участием родных и старейшин клана. К тому же учитывалось и мнение жены брата погибшего.

Тогда девушки выходили замуж рано и могли родить детей этому роду. Поэтому тут также есть вопрос демографического плана. В том числе требовалось разрешение жены. Поэтому вопрос рассматривался старейшинами по законам адата (традиций. – Прим. ред.), – отмечает Раушан Иманжусип. 

Аменгерство сегодня

В наши дни традиция аменгерства уходит в небытие. Но в некоторых регионах страны все же есть семьи, соединившиеся по казахскому обычаю.

Жительница Туркестанской области Сандугаш Садык осталась вдовой в 22 года с двумя детьми. После смерти мужа через 100 дней она повторно вышла замуж за своего деверя.

Муж погиб в автокатастрофе в 2016 году. После сорока дней я вернулась с детьми в отчий дом. Жизнь перевернулась, не знала, что делать. После сорока дней со смерти мужа к моему отцу пришел деверь. Хотел пожениться по аменгерству, чтобы дети не были сиротами и остались в той семье. Изначально я об этом предложении не знала. Сказала моя мама и стала уговаривать выйти замуж за старшего брата мужа. Спустя 60 дней я согласилась. Дома прочитали Коран, и так я стала женой деверя, – рассказывает свою историю женщина.

Сейчас у Сандугаш пятеро детей. От первого брака двое, от второго – трое. Чувства друг к другу у молодоженов появились не сразу.

Воспринимать себя как жену, а не келин было трудно поначалу. Только через год у нас появились чувства. Женаты мы уже семь лет. Но иногда думаю, правильно ли я поступила, что согласилась на брак. Потому что муж был холостой, у него не было детей, – говорит Сандугаш.

По словам докторантки Эльмиры Мамажаровой, традиция аменгерства сохранилась в Южном и Западном Казахстане.

В ходе полевых исследований побывала во многих семьях, соединивших узы по аменгерству. Как говорится: “Сколько людей на Земле, столько и судеб”. Одни говорят, что счастливы, другие молча вздыхают. Есть вдовы, которые из-за любви к родителям мужа не могли оставить их. Кто-то воспитывает ребенка, оставленного братом, не злоупотребляя их доверием, есть и те, кто спился и пожалел об аменгерском браке, – рассказывает исследовательница.

В большинстве семей, с которыми побеседовала Эльмира, браки строились по обоюдному решению.

В основном вдовы выходили замуж за холостого деверя. Лишь 42-летняя Айдана (имя изменено) из Тараза после смерти мужа стала второй женой его младшего брата. В течение десяти лет женщина злилась на родителей мужа и пыталась несколько раз уйти с детьми. Но с возрастом приняла ситуацию. Со слов женщины, дети в обеих семьях дружные, называют ее старшей мамой. Она говорит, что согласилась остаться в семье из-за них, – поделилась историей Эльмира Мамажарова.

Как мы видим, в ХХІ веке хоть и редко, но встречаются браки по аменгерству. Каким бы образом ни строилась семья, важно учитывать не только моральные нормы, но и прислушиваться к голосу женщины. Так как традиции и обычаи народа должны соответствовать своей эпохе. Древний обычай предков, каким бы гуманным он ни был, утратил свое первоначальное значение.

Новости партнеров